Украинская сверхзадача Путина

У серьезного мероприятия может быть задача и сверхзадача. Первая, как правило, подчинена последней. Именно так было и в случае состоявшегося на днях визита президента Владимира Путина в Украину. За несколько недель до поездки российского лидера в соседнюю республику было уже понятно, что участие в торжествах по случаю 1025-летия крещения Руси это формальная цель и задача визита, в рамках которой должна решаться сверхзадача – удержать Украину от окончательного смещения с орбиты Москвы на орбиту Брюсселя.

В Кремле вероятно уже пошел обратный отсчет времени – до момента запланированного на ноябрь с.г. в Вильнюсе подписания Украиной соглашения об Ассоциации с Евросоюзом остается чуть более трех месяцев. Если это произойдет – а пока никаких серьезных признаков отмены или отсрочки данного события не просматривается – то на дальнейших планах серьезного включения Украины в схемы интеграции на постсоветском пространстве можно будет ставить крест. И сейчас, судя по всему, это особенно остро ощутили в российском руководстве. Поэтому нынешний совместный визит в Киев президента России и патриарха всея Руси вполне выглядел как последняя серьезная попытка воздействия на Украину.

«Мы будем уважать любой выбор наших друзей и братьев... вопрос только в том, как мы договоримся о совместной работе на абсолютно равноправных, честных и прозрачных условиях», - заявил Владимир Путин на прошедшей 27 июля в Киеве международной конференции «Украинский выбор». Это означает, что условия совместной работы в случае подписания Украиной соглашения с ЕС и в случае вхождения в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии будут совершенно разными. В последнем варианте Украина получает известные преференции в ценах на газ, льготы в торговле и пр., в первом же, естественно, лишается всех этих благ.

Далее Путин обратил внимание на текущие экономические показатели на постсоветском пространстве. В первом квартале этого года товарооборот России с Украиной упал более чем на 17%, отметил он. А в странах Таможенного союза этот показатель, по его словам, вырос в позапрошлом году - на 34%, в прошлом - еще на 11%, а в первом квартале этого года рост составил уже 2-3%, несмотря на спад в мировой экономике. Здесь, однако, российский президент был не совсем точен – во всяком случае то, что он сообщил не стыкуется с последними сведениями Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Согласно данным о состоянии торговли Таможенного союза, которые опубликовала в июне с.г. ЕЭК, в первом квартале 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. объем внешней торговли уменьшился на 1,3%. При этом объемы торговли внутри Таможенного союза снизились еще в большей степени. Основной причиной 10%-го падения эксперты называют снижение торговли нефтью и нефтепродуктами между Россией и Беларусью из-за замедления экономического роста в мире и, как следствие, в странах Таможенного союза. Кстати, на Украине хорошо осведомлены в этих цифрах – соответствующие материалы были опубликованы в местной прессе. Путин редко ошибается, когда полагается на свою собственную память. В данном же случае скорее всего его подвели помощники, которые явно перестарались, решив «улучшить» показатели и оказав тем самым президенту медвежью услугу.

В остальном российский президент был вполне искренен и далеко не безразличен, когда говорил о длительной совместной истории, об общей культуре, о духовном единении двух народов и т.д. Все это, безусловно, создает серьезные предпосылки для самого тесного сотрудничества и сближения в будущем. Однако предпосылки не всегда реализуются в реальные действия.

И украинский, и российский лидеры – оба оказались нынче в непростой ситуации. Перед Виктором Януковичем стоит задача по-прежнему балансировать на двух стульях. При этом курс на подписание соглашения об Ассоциации с ЕС остается четким и неизменным. Что касается Таможенного союза, то здесь у Киева пока нет иного варианта, как продолжать уговаривать Москву на поддержание формулы сотрудничества «3 + 1», что со временем будет все меньше и меньше устраивать последнюю.

Ситуации Владимира Путина сложнее и драматичнее. Существующий Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии так и останется неполноценным и слабым интеграционным проектом, если к нему не присоединится в полной мере Украина. Ибо лишь локомотив в составе России и Украины способен придать необходимую мощь региональной интеграции. Исторический опыт ЕС, где таким локомотивом выступили в свое время Германия и Франция, убедительное тому подтверждение.

Успех интеграционного проекта для Москвы означает нынче не только создание мощного экономического (а, следовательно, и политического) центра в посткризисном мире наряду с США, Китаем и ЕС. Для Владимира Путина успех такого проекта стал бы, пожалуй, наиболее реальным и сильным аргументом, оправдывающим его 12-летнее пребывание у власти. Аргументом, перед которым были бы вынуждены замолчать его самые непримиримые оппоненты. Ради этого можно ставить перед собой сверхзадачи.

Статья профессора кафедры торговой политики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ Высшая Школа Экономики Алексея Павловича Портанского.

Опубликовано на сайте ПОЛИТКОМ.RU, 29 июля 2013.