Таможенный союз: Астана и Минск атакуют Москву

Статья профессора кафедры торговой политики факультета мировой экономики и мировой политики А.П.Портанского. Опубликовано на сайте ПОЛИТКОМ.RU, 25 октября 2013 года.

24 октября в Минске прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. На сей раз речь шла не только об успехах и перспективах интеграции, но и об имеющихся проблемах и недостатках. На последних сосредоточились президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Год назад лидеры стран Таможенного союза (ТС) имели достаточно оснований быть удовлетворенными его деятельностью: объем взаимной торговли в 2012 г. вырос по сравнению с 2011 г. почти на 9%. Однако в начале этого года ситуация резко изменилась. По данным ЕЭК, за первые четыре месяца 2013 г. взаимная торговля в ТС снизилась на 10%. При этом двусторонняя торговля Россия – Белоруссия упала на 16%, а Белоруссия – Казахстан – на 12%. И лишь торговля между Россией и Казахстаном подросла на 2%. Причина этого связана не только с замедлением мирового экономического роста, на что любят ссылаться российские руководители, но и с рядом других обстоятельств. Так, после роста экспорта российской нефти в Белоруссию в начале 2012 г., к 2013 г он уменьшился. Сократились «серые» схемы реализации нефтепродуктов и других товаров, чему, в частности, поспособствовало присоединение России к ВТО. Последнее обстоятельство вызвало также некоторое замедление товарооборота между членами ТС, т.к. Россия в соответствии с обязательствами в рамках ВТО начала снижать внешнеторговые барьеры, что поспособствовало притоку товаров из дальнего зарубежья.

Ухудшение экономической конъюнктуры очевидно и побудило лидеров Казахстана и Белоруссии высказаться о накопившихся проблемах. Так, Нурсултан Назарбаев обратил внимание на заметный рост доли импорта Казахстана из стран ТС в период 2009-2012 гг. По его словам, сохраняются серьезные трудности для доступа казахстанской продукции на рынки России и Беларуси, которые используют различные нетарифные и технические барьеры, завышенные санитарные и ветеринарные нормы, меры по сертификации, лицензированию и квотированию. В частности, казахстанские мясопродукты находятся в заведомо «непроходных» условиях, так как в России к ним применяются нормы, отсутствующие в санитарных сертификатах РК. У Казахстана также имеются вопросы и в электроэнергетической сфере, т.к. при заключении соответствующего Соглашения ЕЭП был предусмотрен особый режим, связанный с электроэнергетической системой России. На практике это привело к отсутствию свободного доступа к потребителям и поставщикам электроэнергии и невозможности для Казахстана продавать электроэнергию Беларуси транзитом через территорию РФ, отмечает информационный ресурс BNews.kz.

Претензии своего казахстанского коллеги к Москве с готовностью поддержал и развил глава Белоруссии, заявив, что количество изъятий и ограничений в совместной торговле не только не уменьшилось, а даже растет. Не секрет, что для А.Лукашенко тактически выгодно время от времени критиковать Россию. Так, сегодня предъявление новых требований к Москве можно воспринять как ответ Минска на серьезные претензии первой по так называемому делу экспорта Белоруссией в ЕС «растворителей» и «разбавителей» в 2011 г, что обернулось для России убытками в 1,5 млрд.долл., и как укрепление Минском своих позиций для получения очередного транша стабилизационного кредита ЕврАзЭС, несмотря на невыполнение им соответствующих условий его предоставления.

Партнеры также выразили ряд серьезных озабоченностей системного характера, касающихся функционирования наднационального органа и перспектив интеграции. По мнению президента Назарбаева, российские члены ЕЭК получают рекомендации от своего правительства, хотя члены Комиссии должны быть неподконтрольны правительствам своих стран. В этих условиях несколько странно выглядят предложения о необходимости подписания новых документов, о расширении полномочий Комиссии, т.е. фактически об ускорении интеграции. В этой связи казахстанский лидер полагает, что происходит явная политизация работы на наднациональном уровне, распыление усилий на углубление интеграционных процессов, несмотря на наличие нерешенных вопросов в рамках формирования ТС и ЕЭП.

Лидеры Таможенного союза приветствуют его дальнейшее расширение. Вместе с тем, как подчеркнул Н.Назарбаев, оно должно осуществляться по единым для всех правилам. В частности, речь идет о том, что вступление Киргизии и Армении должно происходить по общим процедурам, согласованным и зафиксированным в правовой базе Таможенного союза. Это вполне логичное мнение казахстанского лидера очевидно явилась ответом, на позицию главы ЕЭК В.Христенко, заявившего в июне с.г. о том, что Киргизия не присоединяется ко всему пакету соглашений между Россией, Беларусью и Казахстаном и не будет пока двигаться в направлении к более глубокому интеграционному сближению.

Акцентирование внимание на накопившихся проблемах интеграции не должно, однако, восприниматься как некий негативный сигнал. Наоборот, гораздо более опасным является их игнорирование и замалчивание. Лидеры России, Казахстана и Белоруссии взяли высокие темпы интеграции – к 1 января 2015 г., т.е. чуть более чем через год должен заработать Евразийский экономический союз. Устранять оставшиеся прорехи после этой даты будет уже существенно сложнее и рискованнее. Лучше это делать сейчас, даже если есть угроза потери темпа.

Алексей Портанский – профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

25.10.2013