Статья профессора кафедры торговой политики факультета мировой экономики и мировой политики А.П.Портанского. Опубликовано: Независимая газета, 9 декабря 2013 года.
«Это казалось чем-то невозможным, но теперь выполнено. Мы все сделали это здесь и сейчас» – с таким словами, не скрывая нахлынувших на него эмоций, глава Всемирной торговой организации Роберто Азеведо обратился к участникам девятой Министерской конференции ВТО 6 декабря на церемонии ее закрытия. Впервые за почти 20 лет существования этой организации в ее рамках подписаны конкретные многосторонние документы.
Достигнутый на Бали прорыв невозможно оценить без хотя бы минимального экскурса в историю. Завершение предыдущего семилетнего Уругвайского раунда переговоров далось его участникам ценой серьезнейших взаимных уступок и компромиссов. Завершив раунд в апреле 1994 года подписанием пакета правовых документов и созданием ВТО, его участники договорились в самое ближайшее время открыть новый раунд для обсуждения нерешенных вопросов и дальнейшей либерализации торговли. Раунд удалось начать лишь в конце 2001 года.
Главной задачей Доха-раунда, или раунда развития, стало удовлетворение нужд развивающихся стран. Его предполагалось завершить в 2005 году подписанием новых соглашений в соответствии с повесткой Дохи, в которой значилось более 20 вопросов. Однако уже в сентябре 2003 года на конференции в Канкуне проявился первый серьезный симптом кризиса – серьезнейшие разногласия между развитыми и развивающимися странами по повестке и подходам к дальнейшему ведению переговоров привели к провалу конференции.
Специфическая сложность переговоров в рамках ВТО состоит в том, что необходимо договориться по всем пунктам повестки дня. Ключевыми вопросами Доха-раунда всегда оставались вопросы сокращения сельхозсубсидий и импортных пошлин на продукцию агросектора и промышленных тарифов. Максимально приблизиться к конечному результату удалось летом 2008 года, когда был сформирован так называемый июльский пакет. Однако Китай и Индию не устроили некоторые технические элементы пакета. Еще более существенной причиной срыва явился начавшийся мировой экономический кризис.
Два года назад переговоры раунда были официально объявлены зашедшими в тупик. Причин тому несколько. Это и крайне осложнившаяся процедура принятия решений путем консенсуса более чем 150 членами, и неконструктивный подход ряда развивающихся стран, блокирующих предлагаемые проекты решений и не предлагающих ничего взамен, и определенная утрата Соединенными Штатами многолетнего лидерства на переговорах при одновременном быстром усилении таких стран, как Китай, Индия, Бразилия, не вполне готовых пока взять на себя роль лидеров, и, наконец, возросшая в годы мирового кризиса тенденция к протекционизму.
В результате в преддверии форума на Бали сложилась по-своему тревожная ситуация. С одной стороны, ВТО за годы существования зарекомендовала себя как один из наиболее эффективных органов глобального управления благодаря непрерывному функционированию механизма по разрешению споров, во многом обеспечивающего стабильность мировой торговой системы. С другой – призрак возможного провального сценария министерского форума на Бали угрожал постепенной утратой ВТО функции органа, который задает нормы права, а следовательно, и дальнейшей маргинализацией этой организации.
Желая максимально снизить риски, члены ВТО согласились минимизировать пакет договоренностей, чтобы зафиксировать хотя бы какой-то конкретный результат. Такой комплекс договоренностей и был вынесен на рассмотрение участников конференции на Бали. Но даже такой подход не гарантировал 100-процентного успеха – несмотря на согласие и заинтересованность подавляющего большинства членов ВТО в подписании соглашений будущего пакета соглашений, могли найтись страны, не согласные с его элементами. Одной из таких стран стала Индия, выразившая в первый день работы конференции свое несогласие с соглашением о продовольственной безопасности и – как следствие – вероятную неготовность принять весь пакет. Гендиректору ВТО Роберто Азеведо стоило немалых усилий провести многочисленные согласования позиций разных сторон по отдельным положениям подписываемых документов.
В итоге подписано 10 соглашений, касающихся трех важнейших тем: упрощения процедур торговли, некоторых вопросов по сельскому хозяйству, включая продовольственную безопасность, и вопросов развития. Крайне важна связка с дальнейшим ходом переговоров – работа по вопросам Доха-раунда, которые не были полностью проработаны на девятой Министерской конференции, будет возобновлена в соответствующих комитетах или переговорных группах ВТО, сказано в заключительной декларации. По оценкам экспертов, подписание балийского пакета даст прирост мирового ВВП на 1 трлн долл.
Для российской стороны, которую представляли глава Минэкономразвития Алексей
Улюкаев и наш главный переговорщик по ВТО Максим Медведков, конференция на Бали
стала первой, где она имела право голоса при принятии решений. Несмотря на то
что на сегодняшний день РФ не в числе стран, которые оказывают наибольшее
влияние на ход торговых переговоров (наша доля в мировой торговле составляет
лишь около 2%), российская сторона активно поддержала соглашения балийского
пакета, ибо они отвечают ее интересам. Это касается прежде всего важнейшего из
подписанных документов – соглашения об упрощении процедур торговли,
предполагающего, в частности, сокращение потерь времени и числа процедур на
таможне, повышение эффективности всей цепочки прохождения грузов. В результате
снижение издержек экспортных операций повысит конкурентоспособность нашей
продукции на внешних рынках. Напомним, что РФ стала полноправным членом ВТО 22
августа 2012 года. Ощутимые выгоды от членства в этой организации, как правило,
проявляются не ранее чем через пять–семь лет.
Об авторе: Алексей Павлович Портанский – профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.