По аналогии с внешним управлением в гражданском праве — процедуре банкротства, применяемой к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему, внешнее управление в международных отношениях предполагает передачу суверенных прав «государства-банкрота» внешнему управляющему – государству или международному институту. Задачей внешнего управления является восстановление государственности, защита и реализации прав граждан государства-банкрота, ликвидация угроз международному сообществу, проецируемой с территории государства-банкрота в результате потери контроля государства за своей территорией.
Внешнее управление пока существует в виде теории (ее продвигал, например, Ф. Фукуяма) и официально не реализовывалось на практике, хотя де-факто ситуация, сложившаяся в Ираке, Афганистане и некоторых других странах в середине 2000-х гг. может быть охарактеризована как внешнее управление. Концепция внешнего управления противоречит принципу суверенитета, лежащей в основе Вестфальской системы международных отношений. Призывы к ограничению суверенитета некоторых стран международным сообществом звучат уже более 10 лет, в том числе из уст Генерального секретаря ООН, но официальных решений по этому вопросу международное сообщество не принимало.
Братерский Максим Владимирович