Помощь развитию – официальная политика западных государств (Official International Assistance), осуществляемая по каналам международных организаций и на двусторонней основе, с целью способствовать экономическому и социальному развитию стран «Третьего мира» по западной социально-экономической и политической модели. Концепция развития появилась на этапе краха колониальных империй и обретения независимости государствами Азии и Африки. Запад в целом поддержал нацеленность освободившихся государств на развитие, рассчитывая своей помощью предотвратить в Третьем мире распространение коммунистической идеологии. Второй задачей западной политики помощи развитию стала корректировка эволюции стран «третьего мира» по западным образцам, что должно было гарантировать политическую бесконфликтность в отношениях Запада с развивающимися странами, а также обеспечить политическое и экономическое доминирование развитых стран в развивающемся мире. Помощь развитию оказывается странам «Третьего мира» в разных формах, но концептуально программы развития, финансируемые Западными странами, основаны на приоритетах, сформулированных теорией развития. Сегодня такие приоритеты включают: обеспечение главенство закона, стимулирование демократического развития общества, создание мелкого частного сектора, обеспечение базовых потребностей населения. Стоит заметить, что в свое время Советский Союз также оказывал существенную помощь развитию, но руководствовался другими приоритетами: так, многие программы советской помощи были нацелены на создание в развивающихся странах тяжелой промышленности, что, по мысли советских идеологов, должно было привести к формированию там рабочего класса и революционным социальным изменениям.
Западная теория развития зародилась в рамках не экономической, а политической науки и оттолкнулась на начальном этапе от концепций социальной трансформации, варианта теории модернизации. В основе теории развития лежала парадигма социальной эволюции классической социологии, движения общества в своем развитии от простых к сложным высшим формам. Теория развития исходит из признания западных обществ высшей формой развития. Направление движения к западным образцам формулировалось разными авторами по-разному: как движения от статуса к контракту (Г. Мэйн), как переход от традиционных властных форм к рациональной бюрократии (М. Вебер), как прогресс от механической к органической солидарности (Э. Дюркхейм).
Все современные программы экономической помощи в той или иной степени нацелены на решение политических задач: задач распространения демократии, улучшения системы управления, развития гражданского общества, борьбы с коррупцией и проч.
Характерной в этом плане является деятельность созданной в 2004 г. американской Millennium Challenge Corporation. Стратегия деятельности новой государственной корпорации была сформулирована как «соединение более весомого вклада развитых стран с большей ответственностью развивающихся стран». MCC предоставляет экономическую помощь развивающимся странам в виде грантов при условии, что те продемонстрируют своей политикой собственное стремление к экономическому росту, а именно: открытость зарубежным инвестициям, главенство закона, неприкосновенность частной собственности, усовершенствуют систему государственного управления, победят или существенно снизят коррупцию, направят зарубежную помощь на нужды населения, а не элит. Официальные документы MCC прямо заявляют, что корпорация является стратегически важным рычагом распространения «мягкой силы» США и должна рассматриваться как важнейший инструмент американской внешней политики. Программа построена таким образом, что местные элиты оказываются перед выбором: либо не получить помощи, либо корректировать свою внутреннюю политику. На 2009 финансовый год президент США запросил у Конгресса для корпорации 2,2 млрд. долларов, к настоящему моменту грантами (compacts) корпорации воспользовались 14 стран, среди них Армения и Монголия, на общую сумму в 4,5 млрд. долл.
В связи с вопросом о помощи развитию нельзя не упомянуть теорию и практику целенаправленной трансформации зарубежных обществ и политических систем, проводимой Европейским Союзом экономическими методами – концепции европеизации (Europeization, Political Conditionality). В основу этой политики положено старое положение идеалистической школы изучения международных отношений о том, что характер политического режима определяет внешнеполитическое и внешнеэкономическое поведение государств. Вдохновленные крахом коммунистических режимов, европейцы пришли к выводу, что политические режимы можно менять, и распространение собственной общественно-политической модели на другие государства наилучшим образом обеспечит политические и экономические интересы Запада в мире. Инструментом воздействия на зарубежные общества было выбрано экономическое сотрудничество и экономическая помощь. Расширение экономического сотрудничества и предоставление экономической помощи зарубежным странам обуславливается требованиями по демократизации обществ этих стран. Результатом такой политики, по замыслу ее авторов, станет расширение международного режима, построенного на европейских правилах, нормах и процедурах.
Братерский Максим Владимирович