Словарь «Что есть что в мировой политике»

Единое экономическое пространство (ЕЭП)

Единое экономическое пространство (ЕЭП) является одним из проектов экономической интеграции на постсоветском пространстве. Идея ЕЭП возникла и опыта инициирования процесса экономической интеграции в рамках Содружества независимых государств. Экономическая дезинтегарция постсоветского пространства, появление в молодых государствах СНГ национальных экономических моделей не позволили создать проект экономической интеграции, удовлетворяющий все 12 стран СНГ (количество членов СНГ к 2004 г.)

Проект ЕЭП основывался на идее объединения в рамках единого экономического пространства более 90% экономики СНГ – членами ЕЭП должны были стать Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия.

23 февраля 2003 года президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины заявили о намерении сформировать ЕЭП, 19 сентября 2003 было подписано соответствующее соглашение. 15 сентября 2004 г. на саммите в Астане президенты согласовали перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию. Данный комплекс документов и соглашений должен был создать юридическую базу ЕЭП.

Концепция создания ЕЭП включала:

Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.

Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.

Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.

ЕЭП должно было функционировать под контролем наднациональных органов, что подразумевало передачу им определенной части экономического суверенитета стран – участников интеграционного проекта, что оказалось неприемлемым для некоторых участников (Украина). Страны, продекларировавшие участие В ЕЭП, исходили прежде всего из собственных неотложных, но тактических задач. В частности, Украина и Белоруссия рассчитывали, что в рамках ЕЭС они получат возможность закупать российские энергоносители по внутренним ценам РФ. Стратегические, но более отдаленные выгоды от создания единого экономического пространства не учитывались.

В 2005 г. руководство Украины объявила о поддержке проекта ЕЭП, но предупредила, что не готово отказаться от своих суверенных прав в сфере экономики, торговли, таможенного режима.

В апреле 2005 года состоялся Первый интеграционный форум ЕЭП. С учетом стратегии президента В. Ющенко по вступлении Украины в ЕС и НАТО представители Украины потребовали на Форуме исключения из концепции ЕЭП наднациональных структур и призвали к скорейшему созданию «зону свободной торговли без ограничений и изъятий». Предложение руководства Украины обеспечивало ей беспрепятственный доступ к российским энергоносителям без принятия на себя каких-либо обязательств перед партнерами по ЕЭП, ограничивающих внешнеполитические и внешнеэкономические задачи Украины.

Несмотря на то, что с 2005 года проект ЕЭП находится в законсервированной стадии, но интерес к нему сохраняется. Подготовленные в рамках проекта соглашения и договоры сохраняют свою актуальность.

Суздальцев Андрей Иванович