Словарь «Что есть что в мировой политике»

ШОС

Шанхайская Организация Сотрудничества создана в 2002 году и явилась наследницей созданной в 1996-1997 гг. «Шанхайской пятерки» (Россия, Китай. Казахстан, Таджикистан, Киргизия). В свою очередь «Шанхайская пятерка» была учреждена для создания климата доверия между Россией, странами Центральной Азии и Китаем в регионе Центральной Азии. С присоединением в 2001 г. к «Шанхайской пятерке» Узбекистана, в Шанхае было провозглашено создание ШОС и принята конвенция «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Конвенция отражала цели ШОС, которые за годы существования организации не претерпели серьезных изменений.

В 2002 г. на саммите ШОС в Санкт-Петербурге была подписана Хартия ШОС. Хартия включила в себя цели, задачи, принципы и основные направления ШОС. По этой причине 2002 г. является официальной датой учреждения организации.

Согласно Хартии, основные цели и задачи ШОС связаны с укреплением между участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства, совместным противодействием терроризму, сепаратизму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, незаконной миграции, развитием региона Центральной Азии, с повышением уровня жизни населения стран – участниц организации, с координацией подходов при интеграции в мировую экономику, содействием обеспечению прав и свобод человека, взаимодействием в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании и т.д. Тем не менее, в мировой политике встречается мнение, что основной целью создания ШОС является совместное противодействие части стран постсоветского пространства с мировой гегемонии США.

ШОС – одна из крупнейших международных организаций. Она объединяет государства с общей площадью 30 млн. кВ. км (3/5 Евразии), население – более 1,5 млрд. человек,

Высшим органом ШОС является Совет глав государств, собирающийся раз в год на саммит. Председателем Совета является глава государства, принимающего саммит. Решения принимаются на основе консенсуса. Имеются Советы глав правительств и министров иностранных дел.

Секретариат ШОС работает в Пекине. Организация имеет специализированную региональную структуру – исполнительный комитет региональной антитеррористической структуры ШОС (РАТС), который функционирует в Бишкеке. Бюджет формируется по долевому участию.

С 2004 г. в качестве наблюдателя в ШОС присутствует Монголия. С 2005 г. статус наблюдателей получили Иран, Индия, Пакистан. В настоящее время круг наблюдателей расширен за счет Афганистана.

Регион Центральной Азии в 90-е годы ХХ века стал уязвим для религиозного фундаментализма, экстремизма и расширения наркотрафика. В определенной степени создание «Шанхайской пятерки» и преобразование ее в ШОС явилось ответом на активизацию Талибана в Афганистане и усиление угрозы светским политическим режимам в странах Центральной Азии. Москву и Пекин беспокоила активизация в данном регионе НАТО, США и ЕС.

ШОС является политическим компромиссом между двумя основными внешними силами, претендующими на контроль в регионе Центральная Азия – России и Китая (ядро ШОС). С одной стороны, Россия, сохраняя в определенной степени военно-политический контроль над частью Центральной Азии и опираясь на свои базы в Киргизии и Таджикистане, вынуждена учитывать расширение китайского экономического, а следом и политического влияния на регион. В тоже время, КНР, осуществляя активную инвестиционную экспансию в экономику Центральной Азии, расширяя сотрудничество с Казахстаном и Туркменистаном в энергетической сфере, заинтересована в сохранении политической и социально-экономической стабильности в регионе, которую до настоящего времени невозможно обеспечить без участия России.

К концу первого десятилетия XXI века цели и задачи ядра ШОС претерпели определенные изменения. Появление казахстанско-китайского нефтепровода и туркмено-китайского газопровода, сохранение нестабильной политической ситуации в Киргизии и в зоне Ферганской долины, расширение антитеррористической операции на территории Афганистана с участием военных контингентов США и НАТО, обострение проблемы исламского фундаментализма на территории Узбекистана и соседнего Синьцзян-Уйгурского района КНР, подталкивает Пекин к поиску форм политического контроля над важным для него региона мира.

Пекин рассчитывает использовать структуру ШОС для закрепления своих экономических и политических позиции в Центральной Азии. Со своей стороны, Россия, лидируя в ОДКБ, заинтересована в расширении военно-политической тематики ШОС, стремясь опереться на политический потенциал организации в регионе Центральной Азии. Однако ни КНР, ни РФ стараются не демонстрировать своего желания доминировать в ШОС.

В свою очередь, страны Центральной Азии, желая не оказаться объектом конкуренции ведущих участников ШОС, стремятся к собственному позиционированию в рамках организации. Казахстан, инициируя Центрально-Азиатский Союз, стремится опереться на потенциал региона. В свою очередь Узбекистан видит в ШОС возможность организации консолидированного ответа на современные угрозы, включая международный терроризм и исламский фундаментализм.

ШОС откликнулся на данные угрозы созданием в своих рамках Региональной антитеррористической структуры. В 2007 году в Челябинской области в рамках ШОС состоялись военные учения «Мирная миссия – 2007».

ШОС активна в энергетической сфере. В 2006 г. Россия предложила идею создания Энергетического клуба, поддержанную остальными государствами-членами. Президент Казахстана предложил Азиатскую энергетическую стратегию, основанную на надежном энергообеспечении стран-участниц ШОС энергоносителями. Энергетическая тематика подвигла Туркменистан к расширению его контактов с ШОС. С 2007 г. Китай приступил к импорту нефти, а с 2009 г. газа из региона Центральной Азии.

В деятельности ШОС имеется ряд противоречий. В частности, не выработана единая политика организации по вопросам миграции, нет решения об увеличении бюджета ШОС, не налаживается в должной мере сотрудничество с ЕврАзЭс.

Ослабляет организацию отсутствие разграничений компетенции ШОС и ОДКБ. Несмотря на проведение в 2007 г. совместных учений на территории России, деятельность организаций пока плохо скоординирована. Сказывается на эффективности ШОС и наличие двух лидеров (Россия и Китай), политика которых на мировой арене близка, но не идентична. Объективно, ШОС не затормозил борьбу за влияние в регионе Центральной Азии, но ввел ее в переговорный формат в рамках организации.

ШОС не является «закрытым клубом», но организация не спешит расширять свои ряды. Критерии вступления в ШОС относительно размыты, но до настоящего времени Индия, Иран, Монголия, Пакистан, Афганистан сохраняют статус наблюдателей. Вступление таких стран, как Иран в состав ШОС связано с риском нарушения политического баланса в организации и регионе и появления у организации четко выраженного антиамериканского и антизападного имиджа. С другой стороны, появление в ШОС стран с нарушенным политическим и социальным миром (Пакистан) или находящихся в стадии гражданской войны и имеющих на своей территории войска НАТО (Афганистан) несет с собой угрозу втягивания ШОС в глобальные конфликты Евразии. Тем не менее, в 2005 г. была создана Контактная группа «ШОС – Афганистан».

США и ЕС с подозрением относятся к ШОС, считая организацию воплощением нового многополюсного мира. ЕС опасается опоздать к разделу «энергетического пирога» Центральной Азии – зоны, которую контролирует ШОС. Несмотря на то, что цели и задачи ШОС и НАТО в регионе близки, организации борются с экстремизмом и терроризмом, отношения между ними прохладные.

Шанхайская организация сотрудничества остается уникальным опытом субрегионального и межцивилизационного диалога, основные тенденции развития которого найдут применения в XXI веке.

Суздальцев Андрей Иванович