Словарь «Что есть что в мировой политике»

Буддизм

Буддизм – одна из мировых религий, зародившаяся в Индии в V в. до Р.Х. и господствовавшая там до VIII в. по Р.Х. Теперь буддизм исповедуется, главным образом, на Шри-Ланке, в Бирме, Таиланде, Непале, Тибете, Китае и Японии, но имеет общины последователей и в других странах Южной и Юго-восточной Азии. В ХХ в. Буддизм распространился также по Европе и Северной Америке, сначала в среде азиатских диаспор, а затем приобретя популярность у европейцев и белых и чёрных американцев. Точное число буддистов неизвестно. Обычно считается, что их более полумиллиарда человек. Однако, учитывая, что буддизм составляет неотъемлемую часть религиозной триады конфуцианства, даосизма и дзен-буддизма, тради-ционно почитаемой в китайской культуре, количество его приверженцев должно быть в несколько раз больше. Слово «будда» означает «просветлённый». В этом качестве оно было впервые употреблено основателем учения, бывшим в миру принцем племени сакьев Сиддхартхой Гаутамой и проповедовавшим, что он один из периодически появляющихся на Земле будд (до себя он насчитывал 24 предшественника), несущих людям свет истинной веры.

Буддизм развил и трансформировал многие представления брахманизма и оказал глубокое влияние на индуизм, но, в отличие от них обоих, он не признаёт непогрешимую святость вед, существование Бога-творца и атмана, значения жертвоприношений, варновых и кастовых (социальных) и этнических ограничений и различий. Будда говорил, что жизнь есть средоточие несчастий. Они коренятся в «карме», судьбе, которая предопределяет качества любого человека. Причиной господства кармы над личностью, заставляющей душу вращаться по бесконечному кругу перерождений («сансары»), оставаясь неизменно во власти страданий, является неведение. Карму можно улучшить, что приведёт к новому рождению в более высоком положении, либо ухудшить, вплоть до перерождения в животное, растение или неодушевлённый предмет, путём нравственного усилия («драхмы»), либо отсутствия такового. Наивысшим достижением на этом пути выступает просветление, полное преодоление невежества и ложных устремлений, способное вырвать душу из страданий сансары, приведя её к освобождению от новых рождений и, следовательно, от разрушения и смерти, в состоянии нирваны – слияния с Божеством в точке вечного покоя.

Буддизм исходит из Четырёх благородных истин: 1) несчастья порождены бытием и поэтому неизбежно сопутствуют ему на всём его протяжении; 2) источник всякого бытия лежит в страстях и похоти; 3) избавится от бытия можно, уничтожив похоть; 4) достичь этого результата можно, поднявшись к нирване. Первая ступень спасения (Восьмеричного благородного пути), которая обращает верующего к Будде, есть пробуждение сердца, когда человек осознаёт силу и тайну скорби, неразлучной с бытием. На второй стадии происходит освобождение от нечистых помыслов и мстительности. На третьей – отрешение от злых желаний, незнания, сомнения, суеверия, недоброжелательности и раздражительности. Венцом трудов служит полная победа над собой и всеобъемлющее милосердие. От себя и своих учеников Будда требовал, соответственно, абсолютного воздержания и отречения. В результате возник своего рода орден нищенствующих монахов. По мере развития буддистских монастырей обет нищенства утратил буквальный смысл, но не потерял своего значения. Кроме того, считается, что каждый буддист должен провести несколько месяцев в монастыре, питаясь подаянием, не менее одного раза в жизни. Чтобы упростить людям путь к истине своего учения, на который, как считал Будда, однажды вступит всё человечество, он оставил миру десять заповедей, во многом совпадающие с ценностями иудаизма, христианства и ислама: не убивай, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не клевещи, не клянись, не болтай лишнего, не скаредничай, не сердись, не уклоняйся от истинной веры. Уже через два столетия после начала проповеди Будды, новая религия была принята на Шри-Ланке. В V в. она, через Бирму, распространилась по всей ЮВА. Процесс её проникновения за пределы Индии ускорился после того, как, в результате реванша традиционной религии ариев, индуизм, объединив в себе буддистскую этику и священное писание брахманизма, вытеснил буддизм с его исторической родины. По мере расширения его ареала, к нему примешивались мотивы местных верований. Так возник южный буддизм (т.н. «малая колесница») в Индокитае и северный буддизм («большая колесница») в Афганистане, Средней Азии, Восточном Туркестане, где он практически исчез, и Китае, из которого он попал в Японию, Корею и Вьетнам. От северной версии произошёл дзен-буддизм, который концентрируется вокруг поклонения Майтрейе (милосердию, будде грядущего мирового порядка), Дьянны-Будде (Дзен: молитве), Манджушри (чистоте) и Авалокитешваре (мудрости).

На Тибете возник свой, тибетский буддизм, затем воспринятый и монголами, который отличает наличие духовного сословия лам, являющихся воплощением различных учителей буддизма, и который по этому внешнему признаку было принято называть ламаизмом. В России – в Туве, Бурятии и Калмыкии – традиционно исповедуется буддизм тибето-монгольского толка. В нём сильно наследие древнетибетских и древнемонгольских шаманистских верований, тесно переплетённых с путями и способами преодоления сансары, а также чрезвычайно высоки роль тантрических практик (эзотерического психотренинга, сочетающего в себе физические упражнения йоги, эротические и магические элементы), культа хубилганов (перерождённых, в которых воплотились те, кто уже достиг нирваны – будды, – или же те, кто приблизился к этому состоянию – бодхисатвы) и положение лам (наставников в общении с хубилганами), без следования рекомендациям которых простому смертному невозможно достичь нирваны.

В Советском Союзе буддизм преследовался, как и другие религии. Закрывались храмы и монастыри, ламы репрессировались. Некоторые послабления начались в конце 1940-х гг. в силу сближения СССР с Китаем. После же падения коммунистического режима в России духовная жизнь буддистов восстанавливается в полном объёме. Большинство наиболее известных буддистских монастырей (дацанов) находятся в Бурятии. Существует дацан в Петербурге. Действует Буддийская традиционная Сангха России, чью юрисдикцию не признают буддисты Калмыкии и Тувы. Они имеют свои храмово-монастырские комплексы (в Калмыкии они называются хурулы). В конце ХХ в. в нашей стране появились несколько буддистских центров новообращённых, созданных учителями из Европы, Индии, Непала и Таиланда, которые действуют автономно от традиционных буддистских структур в Российской Федерации.

Примерно 500 лет назад в Тибете утвердилась теократическая форма правления, в которой Далай-лама стал главой государства. Эта зависимая от Пекина теократия была уничтожена коммунистическим правительством Китая в конце 1950 гг., после чего многие тибетцы бежали на северо-восток Индии. Присутствие там до сих пор резиденции Далай-ламы, правительства и парламента Тибета в изгнании создаёт серьёзные осложнения в нынешних китайско-индийских отношениях. В период культурной революции репрессиям были подвергнуты буддисты и по всей Поднебесной. В настоящее время КПК смягчила свою политику, приблизив её, за исключением Тибета, к традиционной для страны веротерпимости. В период правления в Афганистане режима Талибан там был уничтожен ряд буддистских монументальных изображений и святынь.

Сейчас буддизм представляет собой довольно влиятельную силу на мировой арене. В частности, это сказывается в распространении всех форм экологического мышления и идей ненасилия. Этому способствует как довольно широкое увлечение буддизмом представителями элит Европы и Америки, так и активная деятельность Далай-ламы, выступающего не только за автономию Тибета, но и энергично принимающего участие в межрелигиозном диалоге и периодически выдвигающего весомые миротворческие, социальные и гуманитарные инициативы.

Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович