Словарь «Что есть что в мировой политике»

Группа восьми

«Группа восьми» – неофициальный политический клуб наиболее развитых в экономическом и военно-политическом отношении государств мира, в который входят США, Франция, Великобритания, ФРГ, Италия, Япония, Канада и Россия. Решения «восьмерки» не имеют обязательного характера, зато в целом ряде случаев бывают весьма эффективными, поскольку принимаются путем согласования между первыми лицами этих государств и не отягощены бюрократическими проволочками их ведомств, равно как и длительными процедурными согласованиями, принятыми, например, в ООН. Роль и место «Группы восьми» определяется и серьезным экономическим и военно-политическим весом ее участников. Их совокупная доля в мировом ВВП составляет 45%, а в мировом экспорте – 44%. Члены «восьмерки» обладают правом решающего голоса в таких международных экономических организациях, как МВФ, МББР, ЕБРР, Парижский клуб кредиторов, ОСЭР, ВТО и в ряде других. Сегодня в ее составе четыре из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и четыре из пяти официальных ядерных держав мира – США, Великобритания, Франция и Россия.

Участие в «Группе восьми» – одно из важных направлений реализации стратегического курса России на укрепление многосторонних начал в международных отношениях, ускорение интеграции в мировую экономику, создание благоприятных внешних условий для социально-экономического подъема страны и укрепления ее государственности и демократических институтов. Работа в этом формате в последние годы трансформировалась в крупный самостоятельный участок внешней политики, становится все более важным компонентом международной деятельности широкого круга федеральных министерств и ведомств.

Данный международный механизм стал формироваться в 1975 г. со встречи в Рамбуйе (Франция), посвященной обсуждению последствий для мировой экономики энергетического кризиса 1973-1974 гг. и путей его преодоления. В последующие годы члены «восьмерки» регулярно собирались для обсуждения проблем мировой экономики и мировых финансов. Сегодня, однако, ее повестка дня значительно расширилась за счет включения в нее вопросов глобального изменения климата и охраны окружающей среды, проблем энергетической безопасности, гуманитарных и социальных вопросов, в первую очередь, здравоохранения и образования. В 1999 г. «восьмерка» выступила с так называемой Кельнской инициативой, предусматривающей сокращение долгов беднейших стран мира; в 2001 г. она создала Глобальный фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, в 2002 г. приняла программу Глобального партнерства в целях нераспространения ОМУ. В «послужном списке» этого неформального механизма и решения по международной безопасности – об укреплении Режима контроля над ракетами и ракетными технологиями (РКРТ) и Вассеннаарских соглашений 1995 г. о порядке над экспортом товаров и технологий двойного назначения, а также ряд международных конвенций по борьбе с транснациональным терроризмом.

Расширение проблематики обсуждаемых в этом международном формате вопросов, стремление придать ему большую легитимность в глазах мировой общественности, заставило его инициаторов искать способы вовлечения в него и России. При этом западные страны руководствовались также желанием повлиять на демократизацию политической системы РФ, на формирование в ней современной рыночной экономики, опереться на нее в деле стабилизации постсоветского пространства. Главное же состояло в том, что по мере расширения повестки дня «восьмерки» становилось все очевиднее, что без помощи России некоторые глобальные проблемы решить невозможно. Это касается вопросов мировой энергетики, стратегической стабильности, нераспространения ОМУ и средств его доставки, противодействия транснациональному терроризму, урегулирования региональных конфликтов, борьбы с эпидемиями, решением глобальных экологических проблем и т.д.

Со своей стороны, Россия стремилась интегрироваться в клуб наиболее влиятельных стран мира, что обеспечивало ей дополнительный политический вес и престиж в мировом сообществе, возможность участвовать в принятии важнейших решений глобального уровня. Россия рассчитывала также в 90-е годы реструктурировать через данный механизм унаследованный ею внешний долг СССР, получить доступ к дополнительным кредитам наиболее богатых западных стран, способствовать демонтажу дискриминационных экономических барьеров времен холодной войны.

Формирование «восьмерки» проходило в четыре этапа: в 1992-1993 гг. ей был предоставлен «гостевой статус» (Президент РФ информировал участников о ходе демократических реформ в России, ей предоставлялась экономическая помощь); в 1994-1995 гг. «политический статус» (Россия привлекается к выработке вопросов международной безопасности, в частности, успешно проводит саммит «восьмерки» в 1996 г. в Москве); в 1997 г. – «полноформатный статус» (она участвует в обсуждении вопросов мировой экономики и финансов); наконец, в 2006 г. она включается в ротационный цикл председательства в клубе и проводит полномасштабный саммит «Группы восьми» в Сакнт-Петербурге. Саммит в Санкт-Петербурге позволил России наиболее полно реализовать возможности, предоставляемые ее участием в этом многостороннем механизме как для продвижения российских интересов и подходов к ряду приоритетных глобальных проблем, так и для более энергичного разворота самой «восьмерки» к их решению. Председательство России в «восьмерке» позволило включить в повестку дня саммита в Санкт-Петербурге действительно важные для всего мирового сообщества проблемы, настоятельно требующие своего решения, такие как обеспечение международной энергетической безопасности, развитие образования, борьба с инфекционными заболеваниями.

Конечно, реальный незначительный вес России в мировой экономике (2,5% от мирового ВВП, 1,8% от мирового экспорта, 2,3% от мирового населения, 14% от среднего уровня «семерки» по ВВП на душу населения, 0,3% от доли в инновационном секторе мировой экономики и т.д.) объективно не позволял ей стать полноправным членом финансово-экономического механизма наиболее развитых и богатых стран мира. Тем не менее, участие в «восьмерке» в целом позволило России поднять свой политический статус в мировом сообществе, списать около 40% внешнего долга (34,6 млрд. долл.) включиться в решение важных для нее вопросов мировой энергетики, ядерной безопасности, пресечения финансирования транснационального терроризма, предотвращения его доступа к ОМУ и ПЗРК. Характер «Группы восьми» с вступлением в нее России качественно изменился: из эксклюзивного «клуба западных держав» он превращается в более представительный механизм. Объективно характер работы «восьмерки» будет трансформироваться с учетом растущего значения факторов глобализации, что, в свою очередь, будет требовать ее большей открытости и дальнейшей демократизации.

В условиях мирового экономического кризиса к работе «восьмерки» были привлечены другие страны, играющие важную роль в мировой экономике, в результате чего «восьмерка» фактически трансформировалась в «двадцадку». «Группа двадцати» приняла на своих саммитах ряд важных документов, направленных на реформирование мировой финансовой архитектуры, хотя многие отечественные и зарубежные эксперты полагают, что предусмотренные в них меры носят в основном косметический характер и не создают гарантий предотвращения очередных мировых экономических кризисов. Однако с 2010 г. «Группа восьми» и «Группа двадцати» снова стали функционировать раздельно.

Хотя потенциал «восьмерки» довольно значителен, переоценивать его, конечно, не стоит. Ведь основные проблемы глобальной и региональной безопасности с его помощью решить пока не удалось: уровень управляемости международной системы по-прежнему падает, конфликты множатся, исламский мир радикализируется, транснациональная террористическая напряженность не спадает, распространение ОМУ и ракетного оружия продолжается и т.д. Таким образом, данная структура пока не адекватна наиболее важным вызовам и угрозам современного мира. В «Группе восьми» заложено фундаментальное противоречие между ее неформальным статусом и задачами, которые она стремится решать, и которые решать невозможно, не опираясь на мандат всего мирового сообщества, имеющийся лишь у ООН. Поэтому, разумеется, этот механизм не может и не должен дублировать или подменять ООН, через которую, как и через другие многосторонние структуры, должны проводиться согласованные решения. Он призван функционировать в поддержку ООН, ее центральной роли в международной жизни, в поддержку многосторонней дипломатии, в целях коллективного образа действий мирового сообщества на региональном и глобальном уровнях.

Кортунов Сергей Вадимович