Словарь «Что есть что в мировой политике»

Дискриминация

Дискриминация – преднамеренное ущемление прав и законных интересов одних лиц, организаций, групп граждан или государств по сравнению с другими. Формы дискриминации чрезвычайно многообразны. В самом общем виде на национальном уровне могут быть выделены следующие её разновидности: по национальному (и/или расовому, этническому) признаку; по культурной (и/или религиозной, языковой) принадлежности; по социальному (пол, возраст, имущество, профессия и т.п.) положению; по политическим убеждениям. В межгосударственных отношениях тоже довольно часто приходится сталкиваться с дискриминацией по политическим и/или экономическим мотивам. Дискриминация нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права – Устав ООН, Декларацию 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, Международные конвенции 1960 г. о борьбе с дискриминацией в области образования, 1965 г. о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1980 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международный пакт 1966 г. о правах человека и проч. Дискриминация крайне негативно влияет как на внутреннюю ситуацию в тех странах, где она существует, так и на международную обстановку.

Довольно широко распространена, включая Российскую Федерацию, дискриминация женщин и молодёжи в оплате труда, а также возрастные, семейные и этнические ограничения при приёме на работу и сохранении за сотрудником его рабочего места, аренде жилья. В Советском союзе и странах, где существовал или существует, как в Китае, на Кубе и в КНДР, жёсткий идеологический контроль, этнические и религиозные квоты и т.д. дискриминации подвергались и подвергаются граждане, не придерживавшиеся ортодоксальных с точки зрения правящего режима убеждений и являющиеся в его глазах диссидентами, а также относящиеся к национальным и религиозным меньшинствам. Их лишали и лишают работы, средств к существованию, слова, доступа к образованию, информации и её распространению, свободы передвижения, жилья, подвергали и подвергают судебному преследованию, высылке и тюремному заключению.

В СССР граждан преследовали за религиозные убеждения вообще, а за принадлежность к религиозным меньшинствам, таким, как протестантизм и униатство, особенно. Существовали ограничения на приём в ВУЗы и на работу евреев, верующих, диссидентов и т.д. Были ущемлены в правах, в том числе в выборе места проживания, представители народов, высланных сталинским режимом с мест их традиционного расселения. В современном Китае в неравном положении в сравнении с остальным населением находятся ламаисты (тибетцы), тюрки и монголы. В новом зарубежье, за редким исключением (Литва, Киргизия, Армения), дискриминации подвергаются, в том числе на Украине, русский язык, и нередко русские и русскоязычные. Принадлежность страны к числу признанных флагманов демократии не приводит к её автоматическому освобождению от аналогичных проблем. В США жёстко дискриминировали негров, особенно в южных штатах, и индейцев. Во времена маккартизма там прокатилась мощная волна репрессий против американцев, придерживавшихся левых убеждений вообще, а симпатизировавших Советскому союзу – особенно. Пока не решены все проблемы католиков Северной Ирландии. Граждане стран ЦВЕ, недавно вступивших в Европейский союз, сталкиваются с дискриминацией на рынке труда в старых членах ЕС, а ультраправые партии Западной Европы проводят дискриминационную политику в отношении выходцев из новых членов Евросоюза.

Иногда дискриминация может, в чётко ограниченных и соответствующих конечным планам пределах и целях, играть положительную роль. Длительное существование сословного, имущественного, возрастного, полового электорального ценза обеспечило к настоящему времени особую устойчивость общественного устройства в тех странах, которые, как Великобритания, первыми пошли по демократическому пути развития. Запрет бывшим членам компартий и сотрудникам спецлужб занимать административные посты и работать в сфере образования (люстрации), проведённый в ряде стран ЦВЕ, гарантировал им более быстрое продвижение по пути восстановления естественного политического и экономического порядка в сравнении с государствами, где данная мера принята не была.

Прогресс в области обеспечения прав человека привёл к появлению понятия позитивной дискриминации. Оно применяется к специальным мерам по обеспечению меньшинствам их прав за счёт большинства общества. Данные действия хорошо зарекомендовали себя там, где меньшинство получает возможность свободно пользоваться, в том числе в образовательном процессе, прежде всего, своим языком и культурой. Расширительное толкование такой политики упирается в существенные ограничения. Преимущественное право при приёме на работу, которое предоставлено в США афроамериканцам и женщинам, привело к всплеску их иждивенческого поведения, мошенничества и фальсифицированных судебных процессов, падению производительности труда. Особое внимание, уделяемое в ЕС и Америке сексуальным меньшинствам, вылилось в одно из базовых качеств их системного цивилизационного кризиса.

В межгосударственных отношениях дискриминация проявляется в виде санкций и протекционизма. Обе меры преследуют цель получения инициировавшей их страной экономических или технологических преимуществ, защиты своего производителя и рынка, либо отсечения ею от доступа к таковым своего конкурента, и могут предприниматься как по сугубо экономическим, так и по политическим мотивам. В первом случае игра на пошлинах, тарифах, квотах приводит к т.н. торговым войнам (мясным, молочным, винным, автомобильным, технологическим и т.п.), которые возникают по нескольку раз в год как между развитыми (ЕС и США, США и Япония и т.д.), так и между развитыми и развивающимися (Китай и ЕС, США и Россия …) странами. В период кризиса при официально декларируемой всеми приверженности свободной торговле протекционизм стал обычной практикой всех наций. Во втором случае дискриминация нацелена либо на стимулирование определённых политических процессов в той стране, на которую она распространяется (такова устаревшая поправка Джексона-Вэника, принятая Конгрессом США ради облегчения выезда евреев из СССР), либо на лишение инициатором санкций своего конкурента социальной привлекательности и его отказ от сотрудничества с нежелательными для того партнёрами из-за его увеличивающегося технологического отставания (на это в советское время была направлена работа Координационного комитета по экспортному контролю – КОКОМ,– а теперь ограничения, наложенные США на ряд российских компаний, конструкторских и технологических бюро). Несмотря на распространённость в международном пространстве всех перечисленных практик, их эффективность остаётся весьма дискуссионной величиной.

Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович