Словарь «Что есть что в мировой политике»

Индуизм

Индуизм – самая распространённая (по некоторым данным – 83% верующих) религия современной Индии, сложный комплекс языческих (политеистических) верований, объединяющий в себе на основе брахманизма традиции племенных культов с утончёнными богословскими доктринами и философскими системами. Современный индуизм возник, если следовать европейской периодизации истории, в начале Средневековья, как реакция исконной религии индийских ариев – брахманизма – на широкую экспансию на полуострове Индостан буддизма, вытеснив который, индуизм полностью адаптировал многие идеи побеждённого. Обе религии объединяют догматы о дхарме, карме, ахинсе и слияния души с абсолютом, как её конечной цели, но имеются и существенные различия в их трактовке.

Дхарма, понимаемая в буддизме, и как вселенский моральный закон, и как индивидуальный нравственный императив, в индуизме есть закон, регулирующий, прежде всего, социальное положение человека. Каждая варна и каста имеют свою особую дхарму. Люди должны принимать занимаемое ими в обществе и мире положение и удовлетворятся им, поскольку его улучшение в текущем режиме является по определению невозможным и бессмысленным. Чтобы считаться индусом, можно даже вообще не верить ни в одного из индуистских богов, достаточно придерживаться традиционной системы жизни, в которой большую роль играют посты, и которая регулирует каждодневное поведение каждого индивида и, собственно, и называется дхармой. Карма (дело, воздаяние), как совокупность хороших или дурных качеств, накопленных личностью, предопределяет возрождение его души в новом объекте в более высоком или более низком состоянии, в зависимости от исполнения человеком дхармы, т.е. обрядов и обязанностей его варны и касты. Ахинса – принцип неприченения зла – заимствован из буддизма, где он играет ключевую роль. Полное освобождение души от всех земных пут в результате череды удачных перерождений и её слияние с Божеством называется не нирвана, а мокша, и ведет к ним, также вопреки буддизму, не индивидуальные нравственные усилия, а следование земному закону принадлежности к варне и касте, интерпретировать который могут только брахманы.

Индуизм признаёт Веды и другие священные книги брахманизма, право толковать которые тоже зарезервировано за брахманами. Соответственно, он сохраняет и охраняет варново-кастовую структуру общества и допускает к обряду инициации, после которого испытуемый считается «дважды рождённым», то есть постигшим тайны Вед, мальчиков только из трёх высших варн – брахманов (жрецов – хранителей древней мудрости), кшатриев (воинов и политиков) и вайшьев (земледельцев). Значительное место в индуизме занимают реликты древнейшего идолопоклонства – обожествление животных, рек, растений, гор и т.д. Во главе пантеона индуизма располагается триада богов брахманизма (Тримурти – великое, вечное триединство): Брахма – бог-творец, Вишну – бог-хранитель, объединяющий в себе культы вечно живой природы и солнца, и Шива – бог -разрушитель и созидатель, пришедший на смену древнейшим ведическим культам плодородия с из сменой жизни и смерти. Культ Брахмы (собственно брахманизм) постижим только брахманами, ревностно охраняющими его от неискушённых, почему он и остаётся до сих пор узко сословным.

Индуизм, получивший некоторую известность на Западе в период британского колониального владычества в Индии, привлёк всеобщее внимание, когда некоторые религиозно-мистические стороны его учения позаимствовала политическая доктрина гандизма, ставшего идеологией, знаменем и лозунгом национально-освободи-тельной борьбы индусов. После освобождения Индии произошёл взрыв популярности индуизма в Европе и США, многие его учителя (гуру) оказались там и приобрели миллионы последователей. Впоследствии многие неофиты либо отошли от своего увлечения вовсе, либо обратились к буддизму, но армия последователей различных направлений индуизма в странах европейской культуры до сих пор велика. Индуизм, как и буддизм, оказал влияние на многие культурные процессы на Западе во второй половине ХХ в. В русском варианте они отразились в живописи младшего Рериха и его философии.

В последнее время из индуистских течений активно распространяется, в том числе в России, где у него есть свои подразделения, вайшнавизм, более известный, как Общество сознания Кришны, получившее своё название от одной из аватар (ипостасей, воплощений) Вишну. Монотеистические религии и их организации без энтузиазма смотрят на распространение индуизма и буддизма на своих канонических территориях и стараются ограничить их миссионерскую деятельность.

Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович