Киотский протокол – разработан и принят в дополнение к РКИК ООН на Третьей Конференции Сторон РКИК, проходившей в Киото в 1997 г. Однако он вступил в силу лишь через 7 с лишним лет с момента его подписания. Это связано с тем, что Протокол мог вступить в силу при соблюдении двух условий.
Во-первых, к нему должны были присоединиться не менее 55-ти государств (под присоединением предусматривается ратификация Протокола парламентом страны). Этот рубеж был преодолен в мае 2002 года, когда соответствующее решение принял Парламент Исландии.
Во-вторых, к Киотскому протоколу должны были присоединиться государства, на долю которых в совокупности в 1990 году приходилось не менее 55% общих выбросов парниковых газов. К сентябрю 2004 года 124 государства ратифицировали соглашение, однако их суммарный объем эмиссий CO2 не превышал 44%. Судьба Киотского протокола в значительной степени зависела от России, которая занимала третье место в мире после США и Китая по объему выбросов парниковых газов.
После ратификации Киотского протокола Государственной Думой Российской Федерации (Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. № 128 «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата») предел в 55% была преодолен, и Протокол вступил в силу.
Киотский протокол предусматривает принятие конкретных количественных обязательств по снижению или ограничению антропогенных выбросов парниковых газов или увеличению их стоков промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой. Эти обязательства заключаются в суммарном сокращении выбросов, по крайней мере, на 5% за первый бюджетный период с 2008 по 2012 гг. по сравнению с уровнем базового года. В качестве базового года, относительно уровня которого устанавливается обязательство Сторон сократить выбросы парниковых газов, принят 1990 год.
Для отдельных категорий государств (например, стран, осуществляющих процесс перехода к рыночной экономике), предусмотрена возможность использования иного базового года, чем 1990 год.
Также как и РКИК, Киотский протокол предусматривает, что ответственность за глобальное потепление должны нести, в первую очередь, промышленно развитые страны мира.
В Приложении к Киотскому протоколу дается список категорий источников выбросов, которые считаются антропогенными. Сами парниковые газы рассматриваются в их совокупности («корзинной»), которая сравнивается на основании «потенциалов глобального потепления». Учетной единицей парниковых газов является тонна углеродного эквивалента, остальные парниковые газы пересчитываются к тонне СО2 через соответствующие коэффициенты.
В контексте РКИК ООН и Киотского протокола под обязательствами стран снижать выбросы парниковых газов предполагается, в первую очередь, сокращение или ограничение потребления ископаемого топлива, повышение эффективности использования энергии, разработка и более широкое использование новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных низкоуглеродных технологий, меры по ограничению и (или) сокращению выбросов парниковых газов в транспортном секторе.
РКИК ООН и Киотский протокол не только способствуют введению новых более эффективных технологий в странах, взявших на себя конкретные количественные обязательства, но и стимулируют их распространение в развивающихся странах посредством различных финансовых инструментов, механизма передачи технологий и механизмов гибкости. Увеличение абсорбции парниковых газов предполагает принятие мер по восстановлению лесов.
РКИК ООН и Киотский протокол не предписывают странам-участницам обязательные схемы национальной системы регулирования выбросов парниковых газов и их поглощения. Конкретная страна разрабатывает и принимает такую систему, исходя из своих внутренних природных, социально-экономических условий и приоритетов.
В отличие от других международных соглашений в области охраны окружающей среды, Киотский протокол предусматривает в качестве дополнительных мер по соблюдению своих обязательств Сторонами экономические (гибкие) механизмы, к которым относятся:
В рамках гибких механизмов Стороны могут передавать друг другу часть национальной квоты на выбросы парниковых газов (торговля квотами) или приобретать единицы сокращенных по проектам МЧР и ПСО выбросов. Для учета передаваемых углеродных единиц используется тонна СО2 эквивалента, умножаемая для каждого парникового газа на соответствующий коэффициент в соответствии с его потенциалом глобального потепления.
Принцип действия этих механизмов заключается в том, что климатические эффекты не зависят от места выброса парниковых газов, а парниковые газы в имеющихся в атмосфере концентрациях прямо не вредят здоровью человека. Поэтому каждая Сторона Киотского протокола, взявшая на себя конкретные количественные обязательства, может выполнять часть своих обязательств по снижению выбросов, приобретая с помощью гибких механизмов соответствующие квоты на выбросы в странах, где меры по снижению выбросов обходятся дешевле в силу разных причин.
Вместе с тем необходимо учитывать, что применение механизмов Киотского протокола может быть лишь дополнительным инструментом к реализуемым национальным политике и мерам.
Таким образом, Киотский протокол инициировал создание нового международного углеродного рынка. Несмотря на то, что первый период действия Протокола (2008-2012 гг.) начался совсем недавно, углеродный рынок существует уже несколько лет. Так, проекты МЧР по снижению выбросов парниковых газов, осуществляющиеся на территории развивающихся стран за счет инвестиций со стороны промышленно развитых стран, к настоящему времени получили широкое распространение благодаря тому, что сделки на передачу углеродных единиц в рамках МЧР могут заключаться с 2000 года. В мире реализуется множество таких проектов: в Китае, Индии, странах Латинской Америки, а сделки по ним составляют до миллиарда долл. США.
Два других механизма Киотского протокола – торговля квотами на выброс парниковых газов и проекты совместного осуществления – начали действовать с 2008 года. Они осуществляются между промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой, к которым относится Россия. Однако отдельные российские предприятия могут участвовать только в проектно-ориентированном механизме совместного осуществления, поскольку торговля квотами происходит непосредственно между странами-участниками Киотского протокола.
В 2007 году США, отказавшиеся от подписания Киотского протокола, выдвинули инициативу, представляющую собой новый подход к решению вопросов глобальной энергетической безопасности и изменения климата. Она основывается на продвижении международного сотрудничества по разработке и внедрению энергосберегающих технологий и развития стимулов для модернизации наиболее энергоемких секторов экономики за счет принятия совместных добровольных целей.
В рамках этой инициативы 27-28 сентября 2007 г. в г. Вашингтоне состоялась первая Встреча представителей крупнейших экономик мира по вопросам энергетической безопасности и изменения климата.
В работе встречи приняли участие представители 17 крупнейших экономических держав мира (Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, США, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония и Португалия, представляющая Европейский союз), на долю которых в совокупности приходится около 90% мировых выбросов парниковых газов. На встречу также были приглашены представители международных организаций и форумов, бизнеса, неправительственных организаций.
В ходе встречи состоялся обмен информацией о политике и мерах, осуществляемых странами в области повышения энергоэффективности их экономик и смягчения последствий изменения климата, а также обмен мнениями о будущем режиме после 2012 года. Участники отметили необходимость внедрения чистых угольных технологий, развития альтернативных источников энергии, атомной энергетики, повышения энергоэффективности, выработки адаптационных мер и соответствующих адаптационных технологий, разработки финансовых механизмов для стимулирования инвестиций в чистые технологии и их передачу.
В рамках встречи США выступили с предложением о проведении оценки накопленного технологического потенциала ведущих стран мира, необходимости введения новых технологий, а также создания благоприятных условий, включая торговые преференции и финансовую поддержку для их масштабного внедрения. В этой связи Дж. Буш в своем выступлении предложил создать Международный фонд чистых технологий.
В связи с тем, что изменение климата является весьма сложной и актуальной проблемой, мировая общественность, политики нуждаются в объективном источнике информации о причинах изменения климата, его потенциальном воздействии на окружающую среду и социально-экономическую сферу и о возможных вариантах мер реагирования.
Свечников Александр Львович