Словарь «Что есть что в мировой политике»

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (Концепция 2020) – утверждена правительством РФ в октябре 2008 г. В этом документе Россия ставит задачу возвратить себе статус великой державы и войти в пятерку наиболее богатых стран мира (по валовому ВВП), определяющих мировое развитие. Эти цели подтверждаются в выступлениях высшего политического руководства РФ даже в условиях кризиса.

Похоже, до начала мирового экономического кризиса наши руководители исходили из того, что дела в российской экономике идут весьма успешно. В опубликованной на сайте Минэкономразвития 15 октября 2008 г., т.е. в самый разгар кризиса, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., в частности, подводились следующие итоги развития России в 1991-2008-х гг., рассчитанные по паритету покупательной способности (ППС): объем ВВП РФ в 2008 г. к уровню 1991 г составил 110% и достиг 2 трлн. долл., в результате Россия по объему ВВП стала «шестой экономикой мира»; золотовалютные резервы РФ составили $500 млрд.; внешний долг – $460 млрд. (36% ВВП); доля в мировом производстве энергии – 10,3%. На основании этих цифр в документе правительства РФ делался вывод о том, что «Россия восстановила статус мощной экономической державы, подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран-мировых лидеров».

Многие серьезные экономисты сочли данный вывод шапкозакидательским. В частности, они обратили внимание на некорректность подсчета ВВП РФ лишь по ППС. Если же считать ВВП по номинальному потенциалу (который является более объективным, чем ППС), то экономика России в 2008 г. была не шестой, а всего лишь одиннадцатой. Таким образом, Россия не входила даже в «золотую десятку» наиболее развитых стран мира. По номинальному потенциалу ВВП мы в 10 раз уступаем США, почти в 5 раз отстали от Китая, вдвое — от Германии и Индии, оказавшись отброшенными во вторую десятку государств мира.

Самое же главное заблуждение правительства состояло в том, что оно полагало: до 2020 г. в мировой экономике ничего, похожего на кризис, не произойдет, цены на энергоносители будут продолжать расти (глава Газпрома Миллер заявил в июле 2008 г., что в 2009 г. нефть будет стоить $200 за баррель), а с ними будет, как на дрожжах, расти и российская экономика, автоматически обеспечивая стране повышение ее политического статуса. И даже разразившийся мировой кризис не отрезвил наше руководство: в октябре 2008 г. уже в условиях кризиса, кто-то вписал в Концепцию-2020: «мировой финансовый кризис продлится 3-4 квартала и к концу 2009 г. будет преодолен. Россия выйдет из него с минимальными потерями и даже окрепшей».

Все эти заблуждения дали нашему правительству основания для того, чтобы наметить прямо-таки фантастические планы на следующие 10-15 лет. Так, в 2015-2020 гг. Россия должна была войти в пятерку мировых лидеров по объему ВВП (по ППС), а к 2030 г. ВВП должен был возрасти в 3,8 раз. При этом производительность труда должна была возрасти в 3-5 раз, а доля России в мировой экономике в целом – 4,3% (2008 г. – 3,2%) по ППС. Планировалось также резкое увеличение уровня жизни граждан России. В 2020 г. ВВП на душу населения составил бы 30 тыс.долл. (2007 – 14 тыс.долл.), а в 2030 – 50 тыс. долл. В 2025 г. средняя продолжительность жизни составила бы 75 лет; при этом уровень смертности от насильственных причин снизился бы вдвое. Высшим образованием в эти сроки планировалось охватить 70% населения. Уровень обеспеченности жильем – до 30 кв.м. на чел. (или приблизительно 100 кв.м. на одну семью). При запланированных инфляции в 3% в год (в 2008 г. она составила 13,5%) и темпах роста ВВП в 6-7% в год рост потребительских цен в 2020 г. должен был составить всего 3%. К 2020 г. намечалась серьезная реструктуризация национальной экономики в сторону инновационного развития: доля инновационных предприятий должна была составить 40-50% (2008 г. – 8,5%); доля инновационной продукции в национальной экономике – 25-35% (2008 г. – 5,5%); затраты в федеральном бюджете на НИОКР – 2,5-3% (2008 г. – 1%); сектор экономики знаний – 19% (2008 г. – 10%); удельный вес инновационной продукции – 35% (2008 г. – 0,5%). При этом доля нефтегазового комплекса должна была упасть до 10-12% (2008 г. – 19%). За счет такой реструктуризации к 2020 г. планировалось существенно потеснить мировых конкурентов на рынках высоких технологий и инновационной продукции: место России на рынках высоких технологий должно было составить 5-10%; доля России в мировом технологическом рынке – 5-10%; удельный вес экспорта инновационных товаров в мировом инновационном экспорте – 2% (2008 г. – 0,3%); доля гражданской авиационной техники на мировом рынке продаж такой техники – 10-15%.; доля на рынке космических услуг – 30%. Намечалось увеличение экспорта национальной машиностроительной продукции в 6 раз. В эти же сроки Россия должна была организовать серийное производство истребителя «пятого поколения» и выйти с ним на мировой рынок торговли оружием, т.е. обеспечить способность конкуренции на этом рынке с США.

В Концепции-2020 записано, что Россия станет одним из глобальных центров мирохозяйственных связей, что, по планам правительства РФ, должно обеспечить России к 2020 г. ведущие позиции в основных международных институтах – «Группе восьми», ООН, МВФ, ВТО, ОЭСР и т.д. Такая задача должна была решаться в три этапа:

Концепция-2020 уже в конце октября 2008 г. бесследно исчезла с сайта Минэкономразвития. Тем не менее, члены правительства РФ, включая министра экономического развития, с тех пор неоднократно подтверждали, что эта Концепция полностью сохраняет свою силу. В конце 2008 г. была опубликована новая редакция Концепции-2020, правда уже без вышеупомянутых амбициозных цифр. При этом политическое руководство Российской Федерации по-прежнему следует поставленной ранее задаче: вывести к 2020 году страну в «пятерку» мировых лидеров. При этом МИД РФ развивает концепцию «коллективного лидерства», имея в виду лидерство нескольких наиболее влиятельных в экономическом, военном и политическом отношении стран, в число которых якобы войдет (или уже даже вошла) Россия.

Тем самым политическое руководство РФ отвечает на запрос российской политической элиты, которая не удовлетворена нынешним положением России в современном мире. Во многом такая задача совпадает с чаяниями русского народа, в национальном самосознании которого глубоко укоренено представление о России как о великой стране, на протяжении многих веков игравшей ключевую роль в мировой истории. Очевидно, однако, что у страны пока нет реалистичной стратегии развития, которая позволяла бы рассчитывать на решение этой задачи. Таковой не может быть Концепция-2020, поскольку она не подкреплена ни потенциалом «жесткой», ни потенциалом «мягкой» силы современной России.

Кортунов Сергей Вадимович