Словарь «Что есть что в мировой политике»

Либерализм

Либерализм – течение общественной мысли, зародившееся в XVIII в., в период активной борьбы третьего сословия за свою самостоятельность в экономической и политической жизни. Либеральная идеология базируется на том, что человек должен обладать свободой для определения своей собственной судьбы. Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, включая обмен политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства, свободной конкуренцией и полным невмешательством государства в экономику. Фундаментальные принципы либерализма включают индивидуальные права (например, на жизнь, личную свободу и собственность); равные права и всеобщее равенство перед законом; свободную рыночную экономику; правительство, избираемое на честных выборах; прозрачность государственной власти, чьи функции сводятся к минимуму, необходимому для обеспечения этих требований. Либерализм исходит из того, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами. Его важнейшей идеей, из которой вытекает концепция и практика верховенства закона, является общественный договор, согласно которому законы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм. Классический либерализм полагал, что все права должны быть в руках у физических и юридических лиц, а государство существует исключительно для защиты этих прав. Вначале он подразумевал, что только собственники формируют гражданское общество, участвуют в общественном договоре и дают правительству согласие на то, чтобы оно правило. Поэтому в экономике он провозглашал принцип невмешательства государства (laissez-faire), а в культуре фокусировался на правах личности, относящихся к сознанию и образу жизни, включая вопросы религиозной и академической свободы, защиты от вмешательства государства в личную жизнь. Эти положения легли в основу политических программ многих партий Старого и Нового Света как в восемнадцатом, так и в последующем столетии. Американская Война за независимость привела к возникновению первой нации, которая разработала конституцию на основе идеи либерального государства, выразившейся особенно в том, что правительство руководит государством с согласия руководимых. Впоследствии многие либеральные идеи нашли своё отражение в праве и практике Франции, Великобритании, Мексики, Канады и других стран.

Уже отец экономического либерализма, Адам Смит, знал, что рынок, эффективный в сфере частного интереса, совершенно неуместен в области общественного блага. Под влиянием этого его понимания и доктрины утилитаризма в конце XIX в. возник социальный или социал-либерализм, приобретший известность в ХХ в. как европейский социализм. Его последователи считают, что государство должно использовать свою власть для восстановления социальной справедливости, что все индивиды должны иметь равный доступ к базовым нуждам – образованию, здравоохранению, экономическим возможностям, защите от пагубных масштабных событий вне пределов их контроля. В дальнейшем эти идеи были развиты в предложенной Дж.Кейнсом концепции «государства всеобщего благоденствия» и «новом курсе» президента США Франклина Д. Рузвельта и легли в основу одной из ветвей неолиберализма.

Современный либерализм отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан. Однако, он значительно расширил рамки классической трактовки либерализма и включает в себя теперь разные течения, позиции которых отражены, в частности, в таких ключевых для него документах, как Всеобщая декларация прав человека, Манифест либералов 1947 г. и Либеральный манифест, принятый Либеральным Интернационалом в 1997 г. Сейчас следует различать политический либерализм, выступающий за либеральную демократию и против абсолютизма или авторитаризма (хотя либералы ХХ в., в отличие от их предшественников, чаще стоят на стороне не местного самоуправления, но центральной власти, которая, по их мнению, способна сделать больше добра для всего народа), экономический либерализм, ратующий за свободную конкуренцию и против государственного регулирования экономики, культурный либерализм – за личную свободу и против ограничений на неё из соображений патриотизма или религии и социальный либерализм – за равенство возможностей и против экономической эксплуатации. Современный либерализм в большинстве развитых стран представляет собой то или иное сочетание всех этих направлений. В политической сфере он включает в себя условие всеобщего избирательного права, независимо от пола, расы или имущественного положения, в экономической – отказ от регулирования рынка государством (некоторые либералы допускают правительственный надзор над монополиями и картелями, но другие утверждают, что монополизация рынка возникает только вследствие действий государства), в культурной, смыкаясь с либертарианством, – возражает против государственного и общественного контроля над литературой и искусством, научным поиском, свободой СМИ, азартных игр и проституции, возрастом добровольного вступления в половые отношения, выбором сексуальной ориентации, абортами, использованием противозачаточных средств, эвтаназией, употреблением алкоголя и наркотиков, в социальной – продвигает концепцию открытого общества, поддерживает введение некоторых ограничений на экономическую конкуренцию и ожидает от правительства предоставления социальной защиты всем в ней нуждающимся и создания условий для развития всем талантливым людям с целью реализации всеобщего блага и предотвращения социальных волнений.

В настоящее время либерализм отражает интересы среднего класса и, несмотря на экономические и политические потрясения, пережитые миром за истекшие три столетия, стал фундаментом для одной из самых распространённых в мире политических систем, либеральной демократии. Его привлекательность доказывает то, что Либеральная партия Великобритании, наследница вигов, вытесненных в начале ХХ в. с политической арены этой страны, не только вернулась на неё несколько десятилетий назад, но и постоянно наращивает с тех пор своё представительство в Палате общин. С 1947 г. существует Либеральный Интернационал, объединяющий в настоящее время около полусотни партий. Цели принятого им при своём создании Манифеста – прекращение войн, утверждение на Земле мира и экономического процветания – отражают многие позиции социал-либерализма, остаются актуальными до сих пор, что, среди прочего, обеспечивает либералам электоральную поддержку в рамках ЕС, где они традиционно выступают за его укрепление.

Развитие либерализма в ХХ в. привело к выделению в нём правого и левого крыльев, появлению противоположных вариантов неолиберализма, а также т.н. либерализма «третьей волны». Левые либералы, как правило, делают акцент на культурном и социальном либерализме. В нынешней ситуации они служат главной мишенью для традиционно бросаемых либерализму обвинений в излишней терпимости, вредной снисходительности и попустительстве. Именно левый либерализм трактует права человека как ничем не ограниченную свободу самовыражения, вплоть до эвтаназии, никак не регулируемых абортов, употребления наркотиков, гей-парадов, гомосексуальных браков, отрицания патриотизма и т.п. В отличие от левого, правый либерализм придерживается консервативных ценностей – ставит интересы своей страны на первое место, не подвергает сомнению значение национальных религии и традиций, уважает отечественную культуру, утверждает незыблемость частной собственности, традиционной семьи и брака.

Неолиберализм тоже представлен в двух формах, одну из которых, чтобы не путать, иногда называют новым либерализмом. Часть неолибералов (т.н. «новых») объединяет с социал-либерализмом большая терпимость к регулированию правительствами свободных рынков ради обеспечения всем людям равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение. В середине XX века они сформулировали требования усиления корпоративных тенденций, развития социального партнёрства и защиты, сочетания конкуренции с государственным регулированием. Другое направление современного неолиберализма, восходящее к работам экономистов австрийской и чикагской школ неолиберализма, считавшим, что Великая депрессия была результатом чрезмерного государственного регулирования рынка, сформировалось в качестве оппозиции первому в ходе глобализации. Его предтечей были широкая приватизация в странах Западной Европы в 1980-е гг., взятая на вооружение русскими реформаторами 1990-х гг., и многолетняя политика Международного валютного фонда, Всемирного банка и ГАТТ/ВТО. Этот неолиберализм также не отрицает полностью государственного регулирования экономики, но ограничивает его умеренными действиями монетарных властей и лоббированием государством доступа национального бизнеса к внешним рынкам, когда иные страны чинят препятствия свободной торговле. В остальном он рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию, принципы которых, вопреки Адаму Смиту, он считает правильным распространить на все сферы жизни общества, как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста. Свойственный ему взгляд на отношения членов семьи, как на вид суб-рыночной конкуренции оказывает угнетающее воздействие на демографическую ситуацию в странах «золотого миллиарда».

Либерализм «третьего поколения» возник на волне борьбы стран третьего мира за национальное освобождение. Его целью является недопущение сосредоточения власти, материальных ресурсов и технологий в группе развитых экономик. Активисты этого течения делают акцент на сомнительные с точки зрения классического либерализма не индивидуальные права человека, но коллективные права сообществ на мир, самоопределение, экономическое развитие и доступ к общечеловеческому достоянию (природным ресурсам, научным знаниям, культурным памятникам). Они уделяют также большое внимание вопросам экологии и гуманитарной помощи.

Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович