Словарь «Что есть что в мировой политике»

Православие

Православие – старейшее и одно из трёх основных современных (два остальных представлены католицизмом и протестантизмом) направлений в Христианской религии, насчитывающее несколько сотен миллионов приверженцев по всему миру, число которых в последнее время возрастает. Первоначальное Христианство было представлено, в основном его восточной ветвью, под каноническим влиянием которой в первые века формирования нового учения находилась и его западная версия. Заметное расхождение Церквей началось после разделения единой Римской империи на Западную и Восточную части в 395 г. и особенно усилилось после гибели Западной Римской империи в 476 г. в связи с последовавшей за этим событием резкой варваризацией Запада. Административно раскол, инициированный Римом, оформился в 1054 г. И Западная и Восточная Церковь сохранили память о былом единстве, отразив в своих названиях указания на свою вселенскую и правоверную сущность: они стали именоваться соответственно Православная (по-гречески ортодоксальная) кафолическая (вселенская, то же, что и католическая) и Католическая (то же, что и кафолическая) ортодоксальная (то же, что православная по-русски, т.е., исповедующая правильную веру, правоверная). После этого Православие закрепилось в основном в ЦВЕ и на Балканах, Переднем и Среднем Востоке и в Африке. В дальнейшем оно было почти вытеснено или серьёзно потеснено из Чехии, Моравии, Словении, Литвы и Польши католицизмом, а из Передней Азии, Ближнего и Среднего Востока и Африки – исламом. Болезненное восприятие Христианства и христиан, в частности, албанцами (постепенно перешедшими в ислам вслед за своим национальным героем Скандербегом, сделавшим этот выбор по сугубо политическим мотивам) и чеченцами (ставшими мусульманами в XVI в.) объясняется их недавней исламизацией. В дальнейшем, вместе с переселенцами из России и других стран Восточной и Южной Европы Православие распространилось по всему свету, включая Западную Европу, Северную и Южную Америки, Австралию и Новую Зеландию. Православие исторически исповедует часть верующих в Прибалтике и Финляндии.

Православие было официальной религией Восточной Римской (Византийской в научном языке) империи, в которую изначально, в отличие от Западной, где имелся лишь один верховный для всего Запада духовный центр (Рим) входили более древние, чем Константинопольская, патриаршьи кафедры – Антиохийская, Александрийская и Иерусалимская. Это обусловило более свободное, в сравнении с католицизмом, административное устройство Православной Церкви. Сейчас в её рамках действуют около двух десятков независимых друг от друга церквей, во главе которых стоят самостоятельные патриархи, среди которых Константинопольский считается четвёртым по старшинству, но первым по престижу, а Московский – пятым по старшинству, но вторым по уважению. Выделение национальных церквей, при условии соблюдения их иерархами всех требований канонического права, происходит, в отличие от католицизма, где это не допускается, довольно легко.

Православие отличается от католицизма и в целом ряде догматических и ритуальных вопросов. Православные церкви признают Священным Преданием труды и решения только первых семи Вселенских Соборов ещё единой Церкви, отказывая в праве называться таковыми съездам, проводившимся отдельно от остальных, но под тем же названием, епископами западной церкви. Священное Писание и Священное Предание рассматриваются как живой опыт, передающий последующим поколениям возможность постоянного творческого раскрытия вероучения в церковной соборности. Поэтому Православное Богословие более гибко, чем западная теология, которая в каждом случае стремиться дать окончательное решение. В учении о Грехопадении представлена версия Августина Блаженного о повреждении Первородным Грехом человеческой природы, поскольку изначально духовное и телесное в человеке было в гармонии. Из этого понимания вытекает постулат о том, что «бытие в Боге» – основание свободы человека. В Православии нет догмата о главенстве в Церкви её предстоятеля и его непогрешимости. Клир и паства не разделены непроницаемой стеной, и первый не поставлен в исключительное положение по отношению ко второй, что отражено в обряде причащения, формуле отпущения грехов и допуске мирян в дела Церкви. Культ Богородицы, весьма развитый и в Православии, не играет столь исключительной, как у католиков, роли в сравнении с почитанием Её Сына. Учению о загробном существовании души неизвестно представление о Чистилище, что позволило избежать соблазна торговли отпущением грехов. Вера должна быть выражена в добрых делах. Сохранены требования к посту и сосредоточенность монашества на молитвенном служении. Преимущественной моделью отношений Церкви со светской властью считается Симфония, представляющая собой равный диалог о путях развития общества и право Церкви печаловаться перед мирскими властями о бедах своих чад. На практике этот идеал редко воплощался в жизнь, выливаясь, как и на Западе, либо, реже, в папоцезаризм (подчинение римского кесаря Константинопольскому патриарху), либо, чаще (наподобие авиньонского и др. периодов папства), в цезарепапизм (признание Церковью верховенства для себя решений светской власти).

Судьба русского Православия никогда не была простой. Догмат Симфонии, за редкими исключениями (киевская, никонианская, филаретовская эпохи), на Руси не соблюдался, но Церковь сыграла в истории страны колоссальную роль. Первоиерархи поддерживали усилия Калиты по собиранию земель, Преподобный Сергий выступил в один из самых драматических моментов всеобщим объединителем и т.д. При этом, начиная с Ивана III, Церковь находилась практически в полной власти государя. Её зависимость ещё усилилась в синодальный период, когда Пётр и его наследники стали во главе неё и фактически управляли ею, как одним из обычных министерств. Отсутствие у Православной Церкви в Новое и Новейшее время такого прямого и глубоко контроля над светской жизнью, каким располагала её католическая сестра, делает неприменимым к нашим условиям понятия клерикализма. Однако, как и католики, Русская Церковь не избежала разделений, но не приведших к таким радикальным, как на Западе, изменениям религиозной ситуации. Реформаторы, последовавшие за Патриархом Никоном (своего рода русские «протестанты»), в отличие от их аналогов в западной церкви, составили и составляют большинство духовенства и паствы церкви, сохранившей свой общепризнанный характер, а традиционалисты ушли в раскол. Впоследствии старообрядчество разделилось на множество течений (имеющих отдельный от мира клир и его не имеющих), продолжающих оставаться в русле Православной традиции, и закрепилось поначалу в основном на окраинах государства – Русском Севере и в Прибалтике. Несмотря на последовавшие за расколом вековые преследования, Православные старой веры сыграли ключевую роль в становлении и развитии русского капитализма. Основная масса верующих, оставшихся в РПЦ, как правило, держалась до реформ Александра II в религиозном невежестве, самостоятельное чтение Вероучительных и Богослужебных текстов и их доступность пониманию народа с помощью приближения их к современному языку не поощрялись, проповеди священников подвергались строгой цензуре. Поэтому авторитетом в религиозной среде, о чём можно судить и по беллетристике, чаще всего был не правящий архиерей (администратор, как в католицизме), а неформальный духовный лидер (старец, духовник, пользующиеся особым доверием батюшки). Февральская революция отрыла путь к восстановлению патриаршества, но неприемлемая для большевиков социальная позиция Церкви привела к тому, что режим ВКП(б)–КПСС ещё больше её унизил, а затем попытался разгромить, в разное время истребив миллионы её верных служителей, прихожан и приходов, препятствуя избранию патриарха после смерти Тихона, запретив активно проповедовать и рукополагать новых епископов и ограничив данную процедуру в отношении священников. Ради её выживания часть клира Русской Православной Церкви (РПЦ) пошла в конце 1920-х гг. на сотрудничество с безбожной властью, чем вызвала, до выправления ситуации, обособление эмигрантских епархий Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). Оставшиеся в СССР духовенство и верующие сыграли существенную роль в достижении победы в Великой Отечественной войне, что позволило избрать патриарха и нормализовать административную ситуацию в РПЦ.

После распада Советского союза положение РПЦ стало в целом улучшаться. Открылись тысячи приходов и монастырей. Завершился процесс воссоединения с большинством РПЦЗ. Идут переговоры о присоединении к РПЦ на условиях самоуправления, аналогичных тем, что сохранила за собой РПЦЗ, самой крупной старообрядческой церкви. Строятся храмы и создаются новые общины на всех континентах. В Православие, лучше сохранившее духовную традицию и более гибкое в своей нынешней миссионерской деятельности, за границей обращается всё больше не только атеистов и язычников, но и бывших последователей католицизма и различных деноминаций протестантизма. Однако и сейчас Симфония в России существует лишь на уровне личных отношений между патриархом и руководителями государства. В остальном, особенно в имущественных и образовательных вопросах, Церковь полностью зависит от секулярной власти. Разрыв между епископатом, поневоле живущим своими отношениями с администрацией, увлечённым решением своих внутренних проблем и вяло печалующимся за свой существующий в крайне тяжёлых обстоятельствах народ, и церковным обществом, оторванным от светских и духовных лидеров, растёт. Авторитет РПЦ в новом зарубежье остаётся очень высоким, во многих случаях она является единственной эффективной интеграционной структурой в СНГ, но её бездумное вовлечение в светскую политику чревато для неё очень опасными последствиями. Особо сложная ситуация сложилась на Украине. Автономия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, позволяющая ей самостоятельно рукополагать епископов и регулировать их численность, смена поколений священнослужителей, перевод Богослужения на украинский язык, и нежелание активно вмешиваться в русско-украинские политические баталии делают очень вероятным каноническое образование на её основе национальной украинской церкви с последующим присоединением к ней раскольнического т.н. киевского патриархата.

Административная независимость православных церквей друг от друга не мешает их интенсивному общению между собою. Они поддерживают регулярные взаимные контакты на дву- и многосторонней основе, проводят периодические всеправославные совещания. Православные ведут диалог с католиками и протестантами, мусульманами, иудеями и буддистами, активно участвуют в работе Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей, экуменическом движении и деятельности Общества Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, выступают с мирными и социально-благотворительными инициативами, направленными на смягчение положения обездоленных и социально незащищённых жителей планеты, решительно ставят вопросы нравственного возрождения общества, обуздания чрезмерной индивидуалистичности и своекорыстия в эпоху глобализации и мирового кризиса. В целом влияние в мире Православия и Православных Церквей и деятелей растёт, сокращая разрыв с католицизмом и протестантизмом.

Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович