Словарь «Что есть что в мировой политике»

Протестантизм

Протестантизм – самое молодое направление в Христианстве, родившееся на волне широкого антикатолического движения в Европе XVI в. Его корни которого лежат в первоначальном и особенно средневековом Христианстве, где у него были знаменитые предшественники – вальденсы во Франции XII в., лолларды, гуситы (последователи чеха Яна Гуса, первыми отказавшиеся признавать верховенство папы ещё в XV в.) и англиканство (чаще именуемое полу-протестантизмом, поскольку оно практически во всём, кроме признания верховенства папы, совпадает с католицизмом). Понятие протестантизма охватывает все западные конфессии, которые не выходят за рамки Христианской традиции, но отличаются от её римо-католической версии, всех, кто вышел из повиновения папе римскому в ходе и вследствие духовного переворота на Западе, известного под именем Реформации. В ходе этого движения новая форма религии почти сразу разделилась на несколько главных ответвлений: лютеранство (по имени его основателя бывшего каноника Мартина Лютера из Германии, ныне это самая крупная протестантская деноминация в мире), реформатская церковь (более известная, как кальвинизм, от имени одного из двух её главных деятелей в Швейцарии, Жана Кальвина, или пресвитерианство), анабаптизм. Последний настаивает на буквальном соблюдении новозаветных заповедей, является предшественником меннонитов, а также, по-видимому, баптистов. В дальнейшем дробление протестантизма продолжилось, чему способствовали как вероучительные споры внутри него и претензии отдельных проповедников на получение нового откровения, так и желание верующих восполнить исчезающую при разрастании деноминации взаимоподдержку внутри общины, что приводило к основанию новых групп.

В итоге протестантизм распался на многочисленные семейства церквей и не связанных друг с другом сект (в течение восемнадцатого и девятнадцатого столетий в дополнение к вышеназванным возникли, среди самых известных, баптисты, адвентисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения) и превратился в собирательную категорию, не исчерпывающуюся каким-либо одним конкретным исповеданием: для него характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. Наиболее крупные из них принято объединять в четыре ветви: Реформистские церкви – англиканство (полу-протестантизм), анабаптизм, кальвинизм и лютеранство; Пост-реформационные движения – пуританство, баптизм, пиетизм, пятидесятничество и харизматизм; «Великое пробуждение» – ривайвелизм, методизм, Евангелизм и ученики Христа; Реставрационизм – адвентизм и движение Реставрации. Начиная, с «великого пробуждения», большинство течений формировалось под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью. Сейчас в западных обществах всё большее развитие получает маргинальный протестантизм, в котором дух рационализма приводит к законченному атеизму, развившемуся преимущественно в протестантских странах, а рациональный коллективизм вырождается в человекоугодничество (обмирщение церкви): венчание, в нарушение Библейских заповедей, гомосексуалистов, отмену контроля над абортами, допущение употребления наркотиков, применение эвтаназии и др. Данные явления всё сильнее разлагают протестантскую церковную жизнь.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о триединстве Бога, бессмертии души, Аде и Рае, Откровении, спасении личной верой и делами и проч., отвергает Чистилище. В отличие от католицизма, но также, как Православие, протестанты учат, что первородный грех испортил природу человека. Поэтому люди, хоть способны к добру, не могут спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Его новшествами по сравнению с католицизмом и Православием являются отношение к Священному Преданию (исключительно Священному Писанию следуют меннониты, мессианские иудеи и часть баптистов, а те, кто почитают Предание, признают его авторитетность лишь в той мере, в какой оно следует Писанию) и принцип священства всех верующих. Протестанты принимают решения только двух первых Вселенских Соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского (мормонов и свидетелей Иеговы, отказывающихся от них, остальные протестанты не считают христианами). Православные и католики отказывают протестантам в Апостольском преемстве, с этим не согласны англиканская церковь и лютеране Скандинавии. Позднейшие течения протестантизма часто имеют собственное учение, лишь отчасти соотносящееся с классической теологией. Адвентисты принимают пророчества Елены Уйат. Пятидесятники уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии), считая это признаком «Крещения Духом Святым». В настоящее время некоторые протестантские церкви (особенно харизматики) более следуют учениям своих пастырей, а не Священному Писанию. По мнению многих новых протестантов Апостольское преемство само по себе является необязательным или же обязательным, но не единственным условием существования Церкви Божией.

Протестантизм не знает, в принципе, монашества (монастыри есть только у лютеран и англикан) и духовенства, которое было бы, как в католицизме, наделённым особой благодатью посредником между Богом и прихожанами. Каждый христианин, будучи избранным и крещёным, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение. На практике, священники, пасторы и епископы, как правило, проходят специальную подготовку и являются профессионалами. У одних протестантских деноминаций существует формальная иерархия (епископат), у других она присутствует неформально, для поддержания порядка. Могут существовать и монастыри в виде коммун. Безбрачие или обязательный брак для священников и пасторов не имеет единой регламентации. Из таинств протестантизм признаёт лишь крещение и причащение, лютеранская церковь уделяет причастию много внимания, для допуска к которому может требоваться конфирмация. Исповедь и отпущение грехов не являются таинством, при этом очень важным является покаяние непосредственно перед Богом. Протестантское Богослужение ограничивается проповедью, молитвой и пением псалмов и гимнов на родном для верующих данного прихода языке. Протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, а часть из них – также в поклонении святым и многочисленных праздниках в их честь, иные же, наоборот, с почтением относятся к святым, как примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам, как правило, не практикуется, как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу.

В настоящее время протестантизм имеет наибольшее распространение в скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Протестантизм оказывает в них непосредственное и глубокое влияние на их внутреннюю и внешнюю политику. Классической протестантской страной считаются США. Там находятся штаб-квартиры баптистов, пятидесятников, адвентистов и некоторых других протестантских церквей и деноминаций. Хотя в Америке теперь больше католиков, среди её президентов таковых было всего двое. Как правило, президенты США относятся к баптистским или евангелическим церквям. Их религиозные убеждения находят своё выражение в принятии ими решений. Баптисты, как правило, более ориентированы на консервативные или праволиберальные ценности, прихожане новых евангелических церквей – на леволиберальные, вплоть до свободы гомосексуальных браков и экстраполяции определённых политических моделей на весь мир. Наиболее яркие примеры Клинтон и Буш-мл., являющиеся баптистами евангелического толка, и бывшие, каждый в своё время, проповедниками. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета церквей (ВСЦ) . Протестантизм – религия, активно распространяющаяся по миру в наши дни. К нему причисляют себя уже до 20% верующих традиционно католических Бразилии и Чили, а также имеющей свою национальную языческую религию Южной Кореи. Относительно много протестантов в Японии, Китае, Индии, среди христиан Африки. По некоторым данным в постсоветское время в протестантизм перешли более 500 тыс. лиц, относящихся к семьям, исторически исповедовавших ислам, в Средней Азии и Казахстане.

В России протестантизм известен со второй половины XVI в. Тогда в Москве, Нижнем Новгороде и других городах иностранцы-лютеране образовали первые протестантские объединения. Во второй половине XVIII в. в Саратовской и Таврической губерниях среди немецких колонистов возникли общины меннонитов. Со второй половины XIX в. стал распространяться баптизм, затем появились евангельские христиане, адвентисты, а в 20-е гг. XX в. – пятидесятники, свидетели Иеговы и др. В настоящее время на территории Российской Федерации действует несколько десятков протестантских организаций. Общее число протестантов в современной России не поддаётся точному учёту. Официальные оценки дают несколько сотен тысяч сторонников. В кругах Русской Православной Церкви, с тревогой относящейся к протестантской проповеди в нашей стране, обсуждаются и более значительные цифры.

Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович