Словарь «Что есть что в мировой политике»

Синтоизм

Синтоизм – историческая («синто», слово китайского происхождения, означает «путь богов») национальная языческая религия японцев. Первоначальный синтоизм представлял собой один из вариантов классического тотемизма и анимизма и связанного с ними магизма. Его нынешняя система верований и обрядов сложилась под влиянием конфуцианства (занесён на Японские острова в V в. по Р.Х. и оказал глубокое воздействие на культ предков, предполагающий переплетение пространств богов, людей и душ умерших и сформировавший аристократический нравственный кодекс, который влияет с тех пор на политическую и общественную жизнь Японии; существует также сектантский синтоизм, который проповедует нравственное очищение, конфуцианскую этику, обожествление гор, практику чудотворных исцелений и возрождение древних синтоистских обрядов), буддизма (известен здесь с VI в. по Р.Х., из него синтоизм почерпнул почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей) и даосизма. Богами-прародителями в синтоизме являются Небесный отец и Земная мать. Самый замечательный представитель их потомства – богиня солнца, Аматэрасу Омиками, или «Великое небесное сияющее божество». Она послала править на землю своего внука, где тот основал вечную императорскую династию.

Все японцы должны были соблюдать заповеди и обряды синтоизма, бывшего государственной религией по IX в. и после 1868 г., а в период, когда эти функции исполнял буддизм, сохранявшего роль идеологической основы японского социума. На концепции императора, как живого бога, которому надлежало оказывать абсолютное повиновение, был основан дух самураев, японская военная доктрина во Вторую Мировую войну и движение камикадзе. Директивой верховного главнокомандующего сил союзников в 1945г. государственная религия была отменена и установлена не только формальная (существует с 1882 г.), но и фактическая свобода вероисповеданий. В начале 1946 г. император издал указ, в котором он отрекался от своего божественного происхождения, определяя, что отно-шения между троном и нацией будут покоиться впредь только на взаимном доверии и любви. Сейчас священнослужители синтоистских храмов, бывшие прежде исключительно специальными государственными чиновниками, нередко совмещают свои обязанности с мирскими занятиями, что ещё больше укрепляет связь культа с обычными служащими и предпринимателями разных рангов.

Синто и в наше время олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру. Миф о небесном происхождении японского государства и его императоров лег в основу обновлённого синтоизма, когда в результате религиозной реформы 1868 возник главенствующий в Японии синто-буддистский религиозный синкретизм. Тогда же эта версия, на которой покоится также представление об особой миссии японской нации, вошла в обязательный государственный образовательный стандарт, и остаётся там и теперь. Синтоизм лежит в основе японского национализма и шовинизма: считается, что боги породили не людей вообще, а именно японцев, они самым интимным образом связаны специально и только с японской нацией, отличающейся вследствие этого уникальным характером. Вековое культивирование синто в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает обряды, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Японцы, даже не религиозные или относящиеся к другим конфессиям, массово принимают участие в праздниках синто и следуют его предписаниям в повседневной жизни.

Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович