Словарь «Что есть что в мировой политике»

Экуменизм

Экуменизм – межконфессиональное движение, исходящее из идеи всехристианского единства, с которой связывается стремление к объединение христианских церквей, в более узком и общепринятом значении – движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. Термин был предложен теологами Принстонской семинарии в 1937 г. Но ещё ранее экуменизм возник ради усиления влияния Христианства, сопротивления секуляризации общества, выработки общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с различными социальными системами, упразднения межконфессиональных различий благодаря приведению догматов к единому компромиссному варианту, который мог бы быть принят всеми христианскими церквями. Базой экуменизма стала инициатива протестантских организаций: Всемирная миссионерская конференция 1910 г. в Эдинбурге образовала Международный миссионерский совет (заработал в 1921 г.) и международные общества «Жизнь и деятельность» (с 1925 г. занималось взаимоотношениями христианства с общественно-политическими и экономическими процессами и структурами) и «Вера и порядок» (с 1927 г. имело целью воссоединение разрозненных протестантских деноминаций). В 1938 г. началась работа по их слиянию, завершившаяся в 1948 г. Первой ассамблеей в Амстердаме и учреждением Всемирного совета церквей (ВСЦ), который периодически проводит свои всемирные конференции. Ныне он объединяет более 300 церквей из 100 стран мира.

Сегодня экуменизм представляет собой либеральное религиозно-философское течение с тенденцией к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви. В состав ВСЦ входят ряд православных (в том числе РПЦ с 1961 г.) и дохалкидонских церквей. В последнее время в РПЦ дискуссия об экуменизме резко обострилась, что привело к непримиримому конфликту бывшего епископа Диомида с остальной Церковью, его извержению из сана и запрету в служении. Экуменизм абсолютно не принимается старообрядчеством. Также на жёстко антиэкуменических позициях традиционно стоят протестантские фундаменталисты, допускающие сотрудничество лишь между своими единомышленниками разных деноминаций. Римо-католики участвуют в работе ВСЦ в качестве наблюдателей. Католицизм признаёт особую близость Православных Церквей, которые признаются истинными поместными Церквями с действительными Таинствами и священством. Он разрешает своей пастве прибегать к Таинствам в Православных церквях, если у них нет возможности сделать это в католической общине. Также и православные, при отсутствии возможности прибегнуть к Таинствах в православных общинах, допускаются к ним в католических церквях. Протестантам тоже иногда разрешается прибегать к Таинствам в католических общинах, если они исповедуют правильное с точки зрения католицизма их понимание.

Центр ВСЦ находится в Женеве. Среди участников ВСЦ имеются существенные разногласия. В частности, протестанты в целом не драматизируют разделение христианских церквей. Православие же и католицизм, отношение которых к экуменизму неоднозначно, видят во множественности христианских конфессий отпадение от истинной Церкви, под которой подразумевают собственные организации. Епископальная церковь и некоторые новые протестантские учения допускают рукоположение в священники гомосексуалистов и женщин, что не принимается православными, католиками и остальными протестантами. Поэтому экуменические контакты бывают затруднены, и активнее всего они поддерживаются протестантскими церквями, которые создали в их развитие целый ряд известных протестантских международных экуменических объединений: Всемирную лютеранскую федерацию, Всемирный методистский совет, Всемирный альянс реформатских церквей, Всемирный пресвитерианский союз, Всемирный союз баптистов, Всемирную федерацию студентов-христиан. Существуют также аналогичные национальные объединения: Британский совет церквей, Национальный совет церквей Христа в США и др., многие из которых сотрудничают с православными и католиками на местном и/или региональном уровне.

Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович