|
 
Логин:      Пароль:     
Вернуться

Долгий путь в ОЭСР: крымский барьер

Статья профессора кафедры торговой политики факультета мировой экономики и мировой политики А.П.Портанского. Опубликовано на сайте Политком.ru, 14 марта 2014 года.

13 марта стало известно о приостановке переговоров о вступлении России в Организацию экономического сотрудничества и развития. Соответствующее решение, поддержанное всеми 34 странами-членами, было принято по итогам заседания управляющего совета ОЭСР, состоявшегося в среду 12 марта. Одновременно в ОЭСР поддержали просьбу Украины о дальнейшем укреплении сотрудничества.

Подобное решение нельзя считать неожиданным: дух возможных санкций и всяческих ограничений в отношении России витает в воздухе уже не менее недели. Запад, конечно, не стремится форсировать ухудшение отношений. Поэтому решение о замораживании переговоров по тому или иному вопросу, относящемуся к завтрашнему дню, выглядит менее болезненным, нежели по какому-то аспекту текущих дел. Несколько странно в этой связи, что в российском правительстве, если судить по утечкам, эта новость была воспринята как некое недоразумение, и выражена надежда на скорейший пересмотр данного решения.

Напомним, что решение о начале переговорного процесса о присоединении РФ к ОЭСР было принято в мае 2007 г. на уровне министров этой организации. Представление в ОЭСР «Начального меморандума о позиции Российской Федерации в отношении правовых актов ОЭСР» 24-25 июня 2009 года явилось официальным стартом переговорного процесса по присоединению РФ к Организации. Москва с самого начала придавала самое серьезное значение вступлению в эту организацию, рассматривая данную задачу в одном ряду с участием в «восьмерке» и присоединением к ВТО. Помимо несомненной престижности факта принадлежности к клубу развитых государств, участие в ОЭСР имеет реальное практическое значение в виде доступа к международной экспертизе высочайшего уровня, возможности участвовать в выработке стратегических направлений развития современной экономики, представлять данные о развитии национальной экономики и отдельных ее секторов в международных исследованиях ОЭСР.

2012 год ознаменовался серьезным положительным сдвигом в переговорном процессе: были выполнены два важнейших условия для присоединения. Во-первых, Россия стала членом Всемирной торговой организации, без членства в которой стать членом ОЭСР невозможно, и во-вторых, ратифицировала Конвенцию ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. В 2013 г., по версии Всемирного банка, РФ получила статус страны «с высоким уровнем доходов» - национальный доход на душу населения в год поднялся до $12 700. Все это создало некую уверенность в том, что переговоры удастся завершить в течение 2013 г.

Однако в минувшем году прогресс на переговорах оказался скромнее, чем это ожидалось ранее – выявились некоторые дополнительные проблемы, требующие решения либо с российской стороны в одностороннем порядке, либо в формате двусторонних переговоров. Несмотря на повышение в 2013 г. своего статуса по уровню доходов, Россия, с точки зрения ОЭСР, пока лишь незначительно сократила разрыв со странами организации по показателю ВВП на душу населения. Одновременно ОЭСР отмечает, что, по ее данным, 17% россиян находятся за чертой бедности, в то время как в странах – членах организации этот показатель в среднем составляет 10%. РФ не дотягивает до уровня развитых стран и по такому базовому параметру, как степень расслоения населения по доходам: на долю 10% наиболее обеспеченного населения в стране приходится 29,7% доходов, в большинстве развитых стран — 20-25%. В качестве основной причины ОЭСР указывает на низкий уровень производительности труда в России и для его роста советует снижать долю государства в экономике, повышать уровень добросовестности и эффективности в сфере оказания государственных услуг.

В практическом плане ОЭСР, в частности, рекомендовала России снизить барьеры для прямых иностранных инвестиций; ослабить госконтроль за предпринимательской деятельностью и снять барьеры для конкуренции; ускорить процесс приватизации и ослабить контроль над акционерами, имеющими более половины акций; повысить качество государственной административной среды, уменьшив коррупционный потенциал посредством минимизации необходимости субъективного принятия решений государственными служащими; заняться реформированием системы здравоохранения.

Одновременно выяснилось, что в 2014 г. предстоит преодолевать новые препятствия. Так, ОЭСР фактически стала осуществлять мониторинг выполнения Россией ее обязательств в рамках ВТО, увязывая качество выполнения этих обязательств с прогрессом переговоров по присоединению к ОЭСР. Российская сторона не соглашается с подобным подходом, полагая, что вопросы выполнения обязательств в рамках ВТО должны обсуждаться именно в этой организации и нигде более.

У ОЭСР появились также замечания относительно выполнения ратифицированной Россией Конвенции ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. В частности, ОЭСР хотела бы иметь расширенные гарантии выполнения данной Конвенции, а именно – преследования не только за факт подкупа, но и за попытку дачи взятки. ОЭСР, как известно, ведет борьбу против практик налоговой оптимизации и уводу компаниями прибыли в так называемые «налоговые гавани». Здесь также возникли вопросы к России в связи с использованием ее нефтеэкспортерами льготных юрисдикций.

Таким образом, уже к исходу 2013 г. стало ясно, что прогноз присоединения России к ОЭСР должен быть сдвинут с 2014 г. на более поздний срок. С учетом возникших осложнений в переговорах несколько изменилось отношение к проблеме в российских верхах. Как заявил в этой связи осенью 2013 г.глава МИД С.Лавров, Россия не будет форсировать свое вступление любой ценой и хотела бы присоединиться к ОЭСР на условиях, которые не будут дискриминационными по отношению к Российской Федерации.

С другой стороны, как неоднократно подчеркивал глава ОЭСР Хосе Анхель Гурриа, членство в организации - это вопрос не столько переговоров, как в случае с ВТО, а соответствия страны определенным критериям. Под критериями, в отличие опять-таки от ВТО, здесь подразумеваются не только экономические, но и социальные, природоохранные и другие. А сегодня, как никогда ранее, среди них на первый план вышел критерий политический. Очевидно, вопрос соответствия данному критерию находится нынче за рамками собственно переговоров Россия–ОЭСР. Его решение сегодня вышло на уровень межгосударственных отношений и внешнеполитического курса РФ.

Алексей Портанский – профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

14.03.2014

Вернуться
Руководство факультета
Декан факультета:
Караганов
Сергей
Александрович
Заместитель декана по учебной работе:
Ковалёв
Игорь
Георгиевич
Заместитель декана по методической работе и кадрам:
Суздальцев
Андрей
Иванович
Заместитель декана по финансовой и административной работе:
Медведев
Денис
Анатольевич
Учебная часть
Форум
перейти на форум декана